Материал подготовил: Андрей Лапун;
Корректоры: Мироцвет, Ysaira, Polly Dada;
Художники: Вадим Симанин, Елизавета Суховеева,


Прогресс неизбежен, его прекращение
означало бы гибель цивилизации.

А. Д. Сахаров, советский физик


Здравствуй, дорогой читатель.

Я знаю, ты много раз слышал, что твоя любимая игра уже не та, что «WoW не торт» или «Warcraft мертв». Хотя тема, которую я хочу поднять, может показаться похожей, хочу заранее предупредить: я не говорю, что игра пошла по пути регресса или же полностью исчерпала себя. Нет, я хочу предложить тебе аналитику той ситуации, в которой находится как World of Warcraft, так и сама компания Blizzard в целом. Стагнация.

Я упоминал о данном явлении еще в первой своей статье «Аналогии World Of Warcraft», но не думал, что оно произойдет так скоро.


Художник: Вадим Симанин

Определение всех точек над i

Самое простое определение термина «стагнация» – застой. Чуть более подробно: это не просто состояние покоя, это полное прекращение процессов изменчивости. Стагнация - самое страшное событие, которое может произойти в той или иной области нашей жизни, будь то экономическая сфера, социальная сфера или даже биосфера.

Например, в биологии стагнация в эволюции означает прекращение изменчивости организмов и потерю приспособляемости. Виды, которые оказались в состоянии застоя, при любой перемене внешней среды вымирают. В экономике стагнация понижает уровень жизни, научно-технического прогресса и торговли. Лучшими примерами служат 1930-е годы в США - время Великой депрессии - и 1980-е годы в СССР - перестройка и впоследствии развал Советского союза.

Стагнация в произведениях культуры довольно редка, но возможна. Самый лучший пример - это ситкомы. Например, телесериал «Теория большого взрыва» на протяжении уже многих лет держится лишь на зрителях, которые смотрят его по инерции. То же самое, возможно, происходит и с World Of Warcraft.


Официальный концепт-арт Blizzard к дополнению "Battle for Azeroth"

И повторится всё, как вспять...

Итак, что же именно происходит в Мире военного ремесла? Думаю, стоит сказать, что началось это с Хроник. Основной целью сюжета была встреча с Пылающим Легионом, победа или поражение сил Азерота и, конечно же, пришествие Саргераса. Но после выхода Хроник мы узнали, что главный враг не Легион, а Бездна, и, как ни печально это признавать, концепция данного врага хоть и интересна, но не необходима для истории игры.

Если смотреть на сюжетное развитие, то дополнение Battle For Azeroth является логическим завершением и должно быть последним. Темный титан повержен, его армии обращены в бегство, и теперь осталось окончательно решить, кто будет главенствовать на арене многострадального мира-души. Но вместо постепенного завершения истории действующих лиц мы видим повторное их «раскручивание». И главная проблема в том, что мы уже не раз видели эти истории, они вторичны, а повторение одного и того же - очень яркий маркер стагнационного состояния.


Азерот – мир и душа титана / Художник: Елизавета Суховеева

На текущий момент, если проводить аналогию, все это похоже на проблему сериалов, продленных на дополнительные сезоны. Представьте, в первых двух сезонах была полностью раскрыта и завершена сюжетная линия всего сериала, но из-за рейтингов и прибыли его продлили, так что авторам приходится изворачиваться и придумывать хоть какие-нибудь истории. Нет развития.

Ситуация чем-то напоминает сериал «Сверхъестественное», где в начале нового сезона нам дают основную точку отправления и главную проблему, которую предстоит решить, а затем весь сезон, за исключением пары серий, идут филлеры, которые не несут никакой художественной ценности. По сути если выкинуть данные части, сама история не только не потеряет ничего, но более того - станет более структурированной и плотной.

Стагнация разрушительна для всего, особенно долгая. Поскольку даже регресс - это в какой-то мере развитие, упрощение, то он был бы более положителен, чем данное состояние. Конечно, эта ситуация не является окончанием жизненного цикла WoW, но может им стать.



Нет дыма без огня

Но что привело к сложившейся ситуации? К сожалению, тут мы можем строить лишь догадки. Возможно, дело в уходе основателей и главных руководящих лиц, таких как Крис Метцен и Майкл Морхейм. Нельзя исключать, что те, кто занимается написанием сюжета для игры, просто захлебываются во всем потоке информации и перипетий истории, накопленных за почти 17 лет. Может быть, это нехватка кадров или профессионализма. Или же проблема в уже разрабатываемых сюжетных линиях и невозможность их полной коррекции.

Возможно, причина в политике Activision, нацеленной на монетизацию и получение всё большего капитала. Согласитесь, пока игра приносит прибыль, закрывать ее не имеет смысла. Давление со стороны основного управляющего состава может быть настолько огромным, что мешает работе творческих отделов. Может быть, политика более частого выпуска новых дополнений не дает возможности для редактуры и корректировки.

Или же причина в том, что падение числа подписчиков ожидалось, и сейчас из оставшихся игроков выжимают последние деньги, после чего игра будет закрыта. Мы не можем точно знать, какой из этих факторов вызвал текущую ситуацию, повлияло ли что-то одно или все сразу. А возможно, тут кроются совершенно другие причины.


Кадр из видеоролика "Сильвана" из цикла "Лики Войны"

Новый поворот

Как Blizzard могут исправить данную ситуацию? Один из вариантов - перевернуть правила игры. И я говорю не о неожиданных поворотах сюжета, а как раз о вполне ожидаемых и логичных. Смена концепции, углубление истории, превращение ее из личной в более общую. Согласитесь, было бы интереснее наблюдать не за основными героями, а за простыми людьми, которые, например, страдают от бесконечной вражды двух сторон. Как возможный итог - не примирение Орды и Альянса, а их полный распад и построение сюжета от разных государственных структур. Можно противопоставить третью сторону – объединение представителей всех рас, несогласных с текущей политикой своих правителей. Вариантов масса. Но, наверное, один из лучших способов - завершить арку с вечной борьбой и начать абсолютно новую сюжетную линию, с новыми персонажами и историями.

А что же делать игрокам? Можно, конечно, писать на форумах, можно продолжать или перестать играть. Но в конечном счете нам остается только ждать следующего дополнения и надеяться, что разработчики будут достаточно смелы, чтобы завершить основную историю так полюбившихся нам Орды и Альянса на высокой ноте.