Автор: Kaprozyx;

Корректоры: Маредит, Дмитрий Рейнер;

Обложка: hipnosworld;

Художники: Палка с пандой, OKUNIE, Foderah.

“Битва за Азерот” подошла к концу, и, надо сказать, по мнению многих игроков, всё получилось спорно. Дополнение озвучило много вопросов, часть которых осталась без ответа, и стало своего рода предисловием к новой главе – «Тёмным землям». Пусть споры о качестве получившейся истории не утихают до сих пор, «Битва за Азерот» ни в коем случае не заслужила статуса филлера.

Взять хотя бы сюжет, в этот раз основанный на противостоянии двух основных фракций и в какой-то мере проходивший мимо игроков той или иной стороны. Всему причиной линии конфликтов, которые были уникальны для каждого «лагеря» и почти не пересекались между собой, не считая некоторых ключевых моментов.

В то время как Альянс решал проблему друстов и жрецов моря на берегах Кул-Тираса, Орда оказалась втянута в гражданскую войну зандаларских троллей. И, что вполне логично, не зная сюжета локаций противоположной фракции, игроки, попав в “чужое” подземелье, задавались вопросом: кто все эти люди/тролли и что тут вообще происходит? Подход спорный, поскольку мешает погружению. Почти все подземелья и рейды сюжетно связаны с событиями на прилежащих территориях, а значит, понимание происходящего играет большую роль.

А между тем, очень многое из нового дополнения – это хорошо забытое старое. Продолжение историй, которые в предыдущих дополнениях значительно повлияли на судьбу целого мира, а не отдельного региона или народа. Со стороны Орды такой «щепоткой прошлого» стало возвращение зандаларских троллей, которые известны аж с классического варкрафта. Помните “племя зандалар”, прибывшее к берегам Восточных королевств, чтобы собрать союзников и остановить страшный ритуал – возрождение Хаккара Свежевателя Душ? Или что тролли в принципе одна из первых рас Азерота?

Да-да, именно так, ведь тролли – это коренная, возможно, эволюционировавшая без вмешательства титанов раса Азерота. Она стоит у истоков появления множества народов по всей планетезандалары же и вовсе считались троллями с (по их же собственному зандаларскому мнению) самой богатой культурой, построенной на почитании древних традиций, и самым высоким уровнем развития. Они стремились быть своего рода наставниками для сородичей из прочих племен на протяжении всего существования этой расы.

Неудивительно, что, имея за плечами такую внушительную историю, зандалары вновь и вновь возвращались в игру. Меж тем, чем дальше от «классики», тем богаче и обширнее становилась история мира Варкрафта, обрастая новыми фактами, особенностями и событиями. Появлялись новые расы, развивались и обогащались старые.

Зандалары напомнили о себе во времена Короля-Лича. С этого момента наш рассказ пойдет о, пожалуй, одном из самых известных и знаковых троллей Азерота. Это противоречивая фигура Тёмного пророка Зула, чья всеобъемлющая хватка нависла, без преувеличения, над всем Азеротом.

Художник: Панда с палкой

Если вы успели ознакомиться с «Битвой за Азерот», то частично точно знаете этого персонажа. Он вызывал у игроков самые разные эмоции: кто-то был рад убить предателя, кто-то сожалел о смерти легенды, кто-то соглашался с мыслями тролля. Были и те, кто остался озадаченным его мотивацией и поступками.

Мы надеемся, что эта статья поможет вам разобраться со своим отношением к этому персонажу, потому что показанное в «Битве за Азерот» – лишь грандиозный финал событий, начавшихся очень давно, и без них многие аспекты сюжета в Зандаларе будут не до конца ясны.

Давайте проследим путь зандаларского пророка, следуя за ним, как опытные историки, и восстановим последовательность этой цепочки, которая привела нас к тому... к чему привела.

Остановка первая: экспедиция в Нордскол

Легендарное и любимое многими дополнение «Гнев Короля-Лича» интересно своим лором далеко не только любителям нежити, рыцарей смерти и игрокам Warcraft 3.

Это дополнение в целом было богато на драматичные и увлекательные события, значительно расширившие историю Азерота. Нас же интересует история ледяных троллей и первое упоминание такой фигуры, как пророк Зул.

На территории храма Зул’Драк развернулись воистину ужасные события. Племя Драккари, гордое, как и все тролли, воинственное и сильное, всё же не устояло под нескончаемыми армиями Плети, что всё дальше и дальше продвигались в их земли, оскверняя их. Не желая сдаваться, они приняли роковое решение: провести страшный ритуал и, пожертвовав своими лоа, обрести небывалую силу.

Разумеется, такое в мире Азерота незамеченным не остается, и зандалары, по-прежнему считающие себя своего рода менторами для прочих, младших племен, отправили небольшой отряд разбираться с произошедшим, как когда-то давно делали это в «классике». Это была одна из первых экспедиций, которую возглавил пророк Зул.

Слово Зула (ч. 1)

Внемлите мне, мои соратники.

В последние несколько лет, путешествуя по далёким землям, я многое узнал.

Я видел, как гордая северная империя Драккари пала под натиском нежити Плети.

Потерпев поражение, ее жители решили совершить почти забытые ритуалы и поглотили собственных богов, чтобы украсть и подчинить себе невероятную силу.

Несмотря на то, что за время прохождения сюжета, где мы пытаемся решить проблемы Зул`Драка, с пророком герой Азерота так ни разу и не столкнется, эти события эхом пронесутся в БФА.

Помимо упоминания этого события от самого Зула (скриншот), мы можем вспомнить также ритуал Язмы, его ближайшей сторонницы, во время событий БФА: она поглотила силу лоа-паучихи Шадры, превратившись во что-то среднее между лоа и троллем и став ещё могущественнее. И традиционно став боссом подземелья, разумеется. Навевает какие-то воспоминания, не правда ли?

Тот же ритуал проводился в своё время троллями Драккари на просторах Нордскола и был точно описан летописцами зандаларов. Всё в дом, как говорится. Позже, правда, тем же летописцам это вышло боком, ведь, несмотря на почтенный возраст, пророк всегда обладал отменной памятью и не забыл о таких важных записях. В нужное время его сторонники выпытали все секреты и тонкости у тех, с кем Зул когда-то путешествовал у далёких берегов заснеженного континента.

Художник: sad4ppleart

Отдельно хочется отметить, что Нордскол был последним местом, вплоть до БФА, где зандаларские тролли представали игрокам как нейтральная фракция.

В дальнейших дополнениях зандалары неизменно представали перед игроками как «злодеи и захватчики», причем со значительно более активным влиянием на сюжет мира, чем в той же «классике» или «личе». Из-за этого факта для многих появление зандаларов как дружественной фракции было удивительным.

Остановка вторая: Катаклизм, Возрождение Зандаларов

Жизнь на Азероте течет своим чередом: как только мы устраняем одну угрозу всему живому, неживому и альтернативно живому, на замену ей немедленно находится новая и не менее ужасающая. В общем, ни на минутку нельзя расслабиться.

Только герои вздохнули свободно, опустив оружие после победы над Королем-личом, как небо заслонила мрачная тень: безумный Смертокрыл ознаменовал собой новое дополнение «Катаклизм». Что же касается Зула…. Тут мы его даже впервые увидим как реальную, действующую фигуру, а не пару строчек в игровых записях. Но обо всем по порядку.

Полноценную роль Зула в событиях Катаклизма, а также то, что для своих поступков он имел более чем серьёзные основания, мы также узнали не здесь и сейчас, а уже в Пандарии, где история зандаларских троллей получила продолжение. Если на острове Грома вы прочтёте все четыре свитка, связанных с историей зандаларов, хранитель истории Чо в Вечноцветущем доле пригласит вас к себе, и вы сможете запустить прелюбопытнейшую сценку – “Пророчество зандаларов”. Именно она и является предысторией всех событий, произошедших во времена Катаклизма.

Любопытный факт: сейчас ролик обновлен, что наводит на мысли, что, несмотря на статус «ненадёжного рассказчика», информация по-прежнему остается актуальной и не подверглась ретконам.

“Говорят, что король-бог Растахан, владыка зандаларов, правил своим могучим королевством, сидя на троне из чистого золота.

Много лет назад к этому золотому трону пришел доверенный пророк короля: Зул.

Зул предупредил Растахана об ужасном катаклизме. Ему было видение об огромном драконе в броне, сжимающем в чудовищной пасти весь мир. Но король его не услышал. Месяцы спустя Зул вернулся рассказать о новых видениях. Он видел легионы змей, появившихся из гигантской расщелины, расколовшей океан.

Но король снова не внял ему. Наконец, за несколько месяцев до катаклизма, Зул вернулся. Он рвал на себе одежды и посыпал голову пеплом, пророчествуя о землетрясениях и цунами.

Он кричал, что золотая столица Зандалара обречена, что она уйдет под воду, а её некогда великий народ утонет, и наследие его будет погребено на дне океана.

Король Растахан устал от ужасных видений Зула. Чтобы избавиться от пророка, он отдал ему свои самые большие корабли, чтобы тот отыскал себе новую землю, если пророчество сбудется.

И пророчество сбылось. Когда Смертокрыл вырвался из Водоворота, темные волны захлестнули столицу зандаларов. Хребет земли треснул пополам, и город со всеми сокровищами стал уходить под воду. Зандалары молили своего короля о помощи, но спасти их мог лишь пророк Зул. Зул и тот огромный флот, который он успел собрать, пока король Растахан бездействовал. Видишь, власть королей и императоров держится на заботе о своем народе. И когда они забывают эту истину, их власть переходит к тому, кто о ней помнит.”

Такие вот безрадостные события для тролльской империи легли в основу катаклизмовского «Возрождения зандаларов» под предводительством Зула.

Художник: Foderah

«Да что это за возрождение такое???!»

Давайте вспоминать, все, кто не играл или подзабыл.

«Возрождение зандаларов» – это обновление 4.1, рассказывающее о том, как после раскола, спровоцированного Катаклизмом, изменилось многое не только в плане рельефа на локациях, но и в плане жизненного уклада некоторых рас. Особенно сильно это коснулось зандаларских троллей, которые считались на тот момент полностью лишившимися дома.

У предприимчивого Зула, уплывшего из затонувших родных краев с большей частью флота и поддерживавшей его частью народа, был план, которого он придерживался. Что делать если старый дом разрушен? Правильно – завоевать новый!

Собрав общетрольское собрание, пророк призвал разрозненные племена объединиться во вновь могучую военную машину и вернуть то, что по праву принадлежит троллям Азерота.

Заявление амбициозное, ничего не скажешь. Однако, доля истины в нём все же была: в своё время Азерот действительно был заселён по большей части племенами троллей. Предложение Зула было принято крайне тепло. Многие тролли увидели в этом возможность выжить и не кануть в небытие, вернуть то, что, как они считали, принадлежит им по праву. С одной стороны, племена Драккари, Амани, Гурубаши и Фарраки ответили согласием на призыв Зула. Но с другой, как известно, в любой бочке мёда есть ложка с чем-то неприятным.

Для Зула этой самой неприятной ложкой стал Вол’джин из Темного Копья, который отказался предать союзников из Орды и поддержать возрождение тролльской империи. Более того, он предупредил Орду и Альянс о грядущих планах зандаларов и их союзников. Естественно, результат не заставил себя ждать, и мечты о единстве были втоптаны в грязь стараниями героев обеих фракций. Возрождение троллей так и осталось мечтами, но пророк Зул не собирался отказываться от них так легко. У него был план отступления, и привёл он нас в новое дополнение. Подкреплены все эти события весьма эффектным открывающим роликом, где мы также можем впервые увидеть легендарного пророка.

Зандалары, правда, на тот момент ещё не имели своей уникальной модели, а сам пророк Зул поражает воображение дерзкой рыжей шевелюрой и сильно отличается от того сгорбленного старца в золоте, представленного в БФА.

Стоит также заметить, что, несмотря на важное место в ролике, на протяжении дополнения мы снова его так и не встречаем, что довольно забавно. Тем не менее, это уже куда более весомо, чем упоминание вскользь, как было с Нордсколом.

Остановка третья: Пандария, Старые союзы

Было ли их возвращение в БФА изначально задуманным решением или случайной находкой – вопрос открытый и спорный, но до появления «Золотого города» вживую именно Пандарию можно считать основным поставщиком лора зандаларского народа. Так же это было последним дополнением, где зандалары появлялись, прежде чем полностью исчезли с радаров вплоть до БФА.

Как мы узнаём, продвигаясь вглубь по сюжету Пандарии, хитрый зандаларский пророк не утратил своей воли к победе. Руководствуясь, очевидно, утешительной мыслью «мы проиграли битву, а не войну», Зул собирает остатки собственного флота и остатки союзников-троллей других племен и направляется к таинственным берегам родины жизнерадостных пандаренов.

Однако интересует их не невероятно вкусная пандаренская кулинария или пиво, по праву являющаяся гордостью этого народа. Нет… начитанный пророк помнит летописи о старых, самых старых союзниках зандаларов – могу.

Два могучих народа заключали плодотворные союзы ещё на заре истории Азерота, едва не установив господство над всем миром. Но их планам не суждено было сбыться. Великий император могу, Лей Шень, он же Повелитель Грома, считавшийся непобедимым, пал, и это положило конец сокрушительной поступи объединённых армий зандаларов и могу.

Однако Лей Шень отличался умом и сообразительностью, и у него был «план Б»: он доверил секрет своего воскрешения зандаларским жрецам. В свой народ император особо не верил; агрессивные и жадные до власти, те могли использовать это знание против него.

Зандалары – другое дело. Пусть те, вероятно, и хотели бы совершить акт предательства, но знания и умения, ради которых они в своё время объединились с могу, во многом были доступны лишь Властелину Грому. Потому хочешь, не хочешь, а Лей Шень нужен был живым, дабы вернуть те славные деньки былого могущества. На это в своё время и поставил император могу... и не просчитался.

Зул и его последователи знали, как провести ритуал, который мог бы вернуть могучего императора к жизни. Это стало истинной целью его путешествия в Пандарию.

В ту пору могу находились в не менее плачевном состоянии, чем тролли. Лишённые руки сильного и толкового правителя, когда-то объединявшей их, могу, раздираемые междоусобицами, конечно, ещё оставались устрашающими и могучими воинами, но оказались опасными скорее друг для друга, чем для других рас. Это не отменяло того, что они оставались устрашающе сильной расой, взращённой сотней войн.

Зул изменил расклад сил. Пророк знал, как мотивировать могу, пообещав вернуть им былые славу и власть. Он воскресил из пепла давний союз троллей и могу, и те начали свою собственную кампанию, параллельную кампании героев Орды и Альянса.

Конечной её целью был поиск тела Повелителя Грома и возвращение грозного императора к жизни.

Спойлер: несмотря на цепочку, где герой Азерота пытается помешать этим планам, Лей Шеня все же удается воскресить. Это стало стартом новой интерактивной зоны – острова Грома. В локации, сформированной вокруг длинного рейда, можно своими глазами увидеть большую часть лора могу и зандаларов.

Художник: atalzul

Лей Шень всё-таки получил новую жизнь, а зандалары – возобновление союза. Как когда-то в далёкие времена, два народа возобновили обмен знаниями и получили надежное укрытие – неприступный (если вы не герой Азерота) остров Грома. Пускай могу смотрели на своих союзников свысока, плюсов было всяко больше, чем минусов.

Вероятно, на тот момент, судя по записям в «дневниках», которые при должном фарме можно выбить с зандаларов на острове Великанов, тролли (или большая их часть) были уверены, что их империя полностью уничтожена, и потому сражались не на жизнь, а на смерть, желая найти и отвоевать себе новый дом.

Всего этих дневников пять штук, но наиболее интересные для нас, показывающие весь трагизм ситуации, в которой оказались зандалары, представлены ниже.

Зандаларский дневник в железном переплёте:

Никогда не любил пророков. А особенно – тёмных, с запавшими глазами, говорящих мне то, чего я не хочу слышать, но что скоро случится. Зул был хуже их всех. Хуже – потому что он всегда предвидел плохие вещи. Хуже – потому что не было способа их предотвратить.

Когда король Растахан приказал мне присоединиться к флоту Зула, я подумал, что чем-то обидел консула. Я решил, что он собирается пожертвовать мной и другими ради того, чтобы только избавиться от Зула и выслать его из Зандалара. Я клял свою неудачу, заставляющую меня провести этого старика по всем океанам, встретиться с отвратительными троллями из племени Песчаной Бури и сумасшедшими Драккари.

Это было неделю назад. До того, как я услышал о том, что случилось в столице.

Теперь я понимаю, почему духи отправили меня сюда. Зандаларам надо было искать новый дом, и помочь в этом мог только Зул. Зул со своими проклятыми, проклятыми глазами! Какое будущее ты предвидишь для нас, тёмный пророк? Что теперь нас ждет, старый тролль? Что теперь?..

Изорванный зандаларский дневник:

Беру обратно все слова, что я говорил об этом месте. Когда Зул пристал к северным берегам материка, я решил, что вот она – земля обетованная, спасение племени зандаларов. Рыбацкие деревушки было так легко завоевать. Никто не пытался дать отпор до тех пор, пока не пришли другие, тёмные – "Шадо-Пан". Они не дрались один на один. Они нападали на нас из-за деревьев. Клянусь, иногда мне казалось, что они проходили сквозь стены. Они всегда позади, всегда где-то неподалёку – ни разу не выходили на честный бой.

Как только мы заполучили труп старого короля могу, мы оттуда ушли. Могу, могу, могу. Понимаю, почему Зул хотел заполучить их в союзники: я увидел всё величие их древней империи, когда мы пробивались через Долину Императоров.

Но то было давно. Теперь я корчусь в болоте, откапывая статуи под дождем. Могу смотрят на нас как на низших существ. Это заметно – особенно по тем, у кого есть глаза. Некоторые могу – просто камни, с каменным сердцем и булыжником вместо мозгов. Они нас используют. Но Зул говорит, что, когда они снова войдут в силу, сдержат свое слово. А Зул... он просто ЗНАЕТ.

Промокший зандаларский дневник:

Он до сих пор стоит перед моими глазами, я до сих пор помню, что почувствовал, впервые увидев его. Я моргал, чтобы проснуться, и понимал, что не сплю. Великий дворец, словно пьяница, накренился на один бок. Он все так же сиял позолотой. Интересно, остался ли Растахан там? Король своего сгорбившегося трона...

Солнце отражалось в воде, заливавшей площадь перед дворцом. Здесь было бы красиво, если бы не кривая трещина, прорезавшая плиты. Мы думали, что худшее уже случилось. Но Катаклизм только начался.

К следующему вечеру вода поднялась на метр. Через неделю море подобралось к крышам палаток на рынке. А солнце сияло по-прежнему. Может быть, этим мир хотел сказать нам, как ему было жаль. Жаль забирать наши дома. Жаль отдавать их морю.

Мир всегда доделывает свою работу до конца.

В итоге дерзкое предприятие окончилось крахом, повлёкшим окончательную смерть Повелителя Грома. Сопротивление могу и зандаларов пало под натиском Шадо-Пан и сил Орды и Альянса. В общем и целом, это был конец всех планов.

Разрозненные остатки сил троллей и могу разбрелись кто куда. До сторонников уцелевшего Зула дошли слухи, что их родина – Зандалар, пусть и изрядно потрёпанная, выстояла и пережила все катаклизмы. Так Зул и его приспешники вернулись на родину.

С тех пор о пророке мало что известно. Его деятельность от конца Пандарии и до «Битвы за Азерот» никак не освещена. Возвращался он в Зандалар до того, как попал в штормградские казематы, с которых начинается вся история не так давно актуального дополнения, – хороший вопрос.

Вероятно, Зул всё же успел заскочить на родину перед тем, как попал на нары, т.к. к моменту нашего прибытия в Зандалар пророк, очевидно, по-прежнему имеет значительное влияние на короля и окружающих его троллей, что было бы маловероятно, отсутствуй он со времен Катаклизма.

Похоже, Растахан принял блудного пророка обратно ко двору где-то во времена «Дренора» – «Легиона», не лишая его титула при дворе и не накладывая никаких-либо санкций за его агрессивные действия.

Всё же тот был отчасти да прав в своих видениях.

Кстати, это довольно забавный факт. Как уже упоминалось ранее, несмотря на обилие событий, в которых Зул номинально участвовал, он был этаким котом Шрёдингера, который как бы есть, но как бы отсутствует. Почти как в Пандарии, где мы лично Зула никогда не встречали. И лишь в БФА мы наконец увидели пророка во всей его красе.

Остановка четвертая и она же конечная – Битва за Азерот: кто прав, а кто виноват?

И вот, спустя два дополнения, зандалары возвращаются, да не просто возвращаются, а объявляются как будущая игровая раса, а также раса, вокруг которой будет крутиться львиная доля сюжета. А вместе с ними в сюжет помимо новых персонажей вступают и старые знакомые и/или знаковые для лора личности – знакомые нам по классике тролли из “племени Зандалари», летописцы из Нордскола, совет Занчули, упоминаемый в табличках Пандарии, король Растахан…. И, конечно же, ОН.

Наш старый знакомый – темный пророк Зул, наконец получивший свою особенную модель, полноценный характер, озвучку и ролики. Дослужился. Из-за разделения единого сюжета на фрагменты для каждой фракции часть с историей Зула рассказывается в сюжетах Орды, так что далее, несмотря на общий тон повествования, учитывайте: речь идет об ордынской стороне и событиях, в которых участвовали по большей части только герои этой фракции. Почему всё повернулось так, как повернулось, почему Зул сделал, что сделал, и как он вообще дошел до жизни такой – стал рейдовым боссом?

Художник: atalzul

Наша первая встреча с ним начинается на старте военной компании, где героя Орды отправляют вместе с Натаносом и Талисрой в тюрьмы Штормграда за «важными политическими пленниками». Те оказываются зандаларами, да не простыми, а золотыми. В камере герои нашли пророка Зула и дочь самого короля Растахана – Таланджи.

Надо сказать, что план там был надёжен, как швейцарские часы. Вот мы помогаем зандаларам, а в награду за это рассчитываем получить такой необходимый сейчас Орде флот. Одна загвоздка: в тюрьму персонажи попали, но из неё ещё и выбраться надо.

Едва ли дело пахло успехом, но пророк Зул недаром носил свой титул, и не раз показывал себя как хорошего тактика и стратега. Ловко помогая нам выруливать с неправильных дорожек на правильные, хитрый тролль не только вывел нас из города, полного стражи, но и умудрился по пути поджечь Штормград, что дало необходимую фору, позволившую оторваться от погони Альянса.

Долго ли, коротко ли, но в итоге героям открылись новые, доселе нехоженые зандаларские земли, а король Растахан, благодарный за спасение столь важных личностей, позволил Орде разместиться в своих землях и качать репутацию, чтобы открыть союзную расу зандаларских троллей.

Всё было бы прекрасно, не случайся у нас вечные проблемы во всех уголках мира. Хотя, тогда у нас и дополнений бы новых не выходило.

По ходу сюжета открывается, что не всё спокойно в датском, ой простите, зандаларском королевстве. Тут и тролли крови границы теснят в Назмире. Могу, недовольные тем, что кампания на острове Грома провалилась, тут и там снуют и беспредел устраивают. А в Волдун и вовсе ссылают всех: и виновных, и невиновных.

По ходу сюжета, связывая ниточку за ниточкой, мы выясняем, что за очередной интригой стоит пророк Зул. Снова. И быть бы ему типичным аморальным злодеем, но опять всё не так просто. Разберемся во всех аспектах весьма запутанного зандаларского сюжета со всеми его деталями.

Так уж вышло, что в Зандаларе сидел надежно запечатанный и не самый удачный эксперимент титанов – Г’уун. Это было что-то вроде «младшего брата» Древних Богов, существо, искусственно созданное для экспериментов, но по-прежнему крайне опасное. С уникальными фишками осквернения и сводящего с ума шепота, несмотря на статус лже-Древнего Бога. Именно под его влияние попал Зул, очевидно, наиболее восприимчивый к воздействию такого вида.

В фандоме есть мнение, что все предыдущие деяния Зул уже совершал под влиянием Г’ууна, но это маловероятно: Г’ууна надежно удерживали печати, часть из которых разрушил именно Катаклизм, открывая лже-Древнему Богу куда больший простор для действий. Да и зачем ему было бы предупреждать зандаларов о Катаклизме или направлять в Пандарию, где, вероятно, его влияние уже не достало бы пророка? Скорее всего, Зул попал под влияние Г’ууна уже после возвращения в Зандалар.

Вероятно, после всех приложенных трудов по восстановлению славы своего народа и череды неудач, что преследовали Зула, темный пророк, вернувшийся в родные земли, был в отчаянии и стал легкой добычей для манипуляций Г’ууна. Тогда же Пророк взялся разрабатывать новый план.

Художник: ASHTHEPENGUIN

Кто-то в идеях Зула разочаровался, кто-то же, напротив, лишь уверился в них. Были у Зула сторонники и в совете Занчули. Например, генерал Джакра’зет. Кстати, несмотря на распространенную ксенофобию, этот тролль оказался в числе немногих, кто потом и кровью пробился на самый верх должностной лестницы, невзирая на своё происхождение. Джакра’зет являлся буквально единственным НЕ-зандаларом в совете. Он был беззаветно предан Зулу и его идеям, ибо их связывала довольно долгая история отношений. Изначально Джакра’зет воевал вместе с пророком в предыдущих кампаниях Зула. По возвращении в Зандалар (еще один плюс в пользу теории о том, что Зул вернулся на родину почти сразу после панд), пророк выдвинул Джакра’зета на пост генерала.

Несмотря на сопротивление большей части совета, кандидата на пост всё же приняли в Занчули, так как последнее слово было за королем, а тому стало любопытно, как себя проявит «чужак». Он показал себя отлично и заслужил уважение зандаларов.

Ещё одной важной сторонницей Зула в совете была Язма, жрица Шадры, отвечавшая за шпионскую сеть Зандалар. Подле неё всегда был телохранитель и по совместительству ещё один член совета – Вол’каал.

Целью «предателей» было разрушение оставшихся целыми печатей древнего храма и высвобождение Г’ууна. Зачем, спросите вы?

Лживыми видениями и назойливым шепотом Г’уун пообещал пророку, что данная им сила возродит империю троллей из пепла в былом величии. Что старый слабый король, столько лет сидящий на троне без толку, ввергает империю в пучину гниения. Что капризные лоа, требующие почитания и подношений, почти не дают ничего взамен – и потому не нужны зандаларам. Наверняка слова те легли поверх собственных размышлений Зула, который на протяжении нескольких дополнений едва ли не единственный пытался что-то делать для своего народа, пусть и безуспешно.

Любопытно, но сам Зул, похоже, личной власти никогда не хотел. Вся его мотивация на протяжении абсолютно всех сюжетов, даже в самых спорных и «тёмных» поступках, строится на возвращении своему народу былого величия.

Вот такая вот искренняя преданность родине, извращенная Г’ууном.

Не все приняли и полюбили Зула, многие подозревали неладное. В числе таких была и принцесса Таланджи. Пророк не мог ничего поделать с дочерью короля, а вот те, кто был попроще, получили не самую завидную участь. Кого-то убили, но большую часть несогласных генерал Джакра’зет, пользуясь своей властью и уважением, без особых причин отправил в Волдун, что, возможно, даже хуже смерти.

По ходу сюжета можно найти весьма любопытный квест о том, как Зул разбирался со своим учеником Вол’джамбой. При прохождении сюжета в первый раз не совсем понятно, о чём речь, но, когда перепроходишь его во второй раз, история раскрывается во всей красе.

Ученик Зула прямым текстом говорит о том, что Зул предатель, и о перевороте в Зандаларе, устроенном им, но хитрый пророк переиначивает все так, словно Вол’джамба – это тот, кто привносит смуту в Зандалар, а вы, храбрые герои Азерота, пришли помочь с ним расправиться. Вот так вот, сами того не зная, мы своими руками помогли пророку устранить его врагов. Весьма забавная сюжетная часть, и очень изящная!

В любом случае, план, вынашиваемый несколько лет, был приведен в действие в «Битве за Азерот». Джакра’зет интригами и впоследствии ценой собственной жизни разрушил печать в Волдуне, выпустил на волю могучего врага троллей – Митракса Развоплотителя, который вместе с полчищами троллей крови, поклонниками Г’ууна, направился в Зандалар, чтобы разрушить последнюю печать.

Зул и Язма провели полномасштабный переворот, погрузив столицу в хаос, почти убили короля, уничтожили королевского лоа Резана и возродили его в виде нежити. В это же время Язма, пользуясь ритуалом драккари, поглотила силу своего лоа, обрела могущество и заняла стратегически важные точки Зандалара.

Зул, желая посадить на трон вместо Растахана кого-то более «достойного», возродил первого короля всех троллей – Дазара (что успехом в общем-то не увенчалось, так как герои Азерота не дремлют).

Благодаря побочным текстам и заданиям мы знаем, что Зул вступил в сговор с Азшарой, дабы её наги принялись осаждать берега Зандалара, ослабляя его. В общем, наш пострел везде поспел.

В кульминации этой истории король Растахан, едва выживший благодаря игрокам илишившийся своего лоа, идет на отчаянный шаг и заключает сделку с хитрым лоа смерти Бвонсамди. Тот дает королю силу.

Художник: OKUNIE

Однако даже с такой помощью, несмотря на то, что все союзники Зула мертвы, казалось, весь тщательно спланированный план уже невозможно остановить. Последний отчаянный бой Растахана со своим бывшим советником, другом и пророком ничего не меняет. Зул задерживает короля, позволяя себя убить, и одновременно с этим разрушается последняя печать, освобождая кровавого бога и открывая первый рейд «Битвы за Азерот» – Ульдир.

В глубинах древнего комплекса титанов мы в последний раз увидим Зула, возрожденного порочной силой Г’ууна, в качестве одного из боссов.

Вот так, немного бесславно и довольно грустно кончается история весьма значимого и многогранного персонажа зандаларских троллей – тёмного пророка Зула.

Интересные факты

Некоторые вещи, которые не особо касались истории Зула и его становления, не вошли в статью, но сами по себе они довольно любопытные. А потому вот несколько любопытных фактов, относящихся к этому персонажу.

1. Скорее всего, пророк Зул ровесник, а то и старше самого короля Растахана, которому больше двухсот лет.

Если королю так долго позволяла жить сила королевского лоа Резана, то чья милость позволила делать то же самое Зулу – загадка. Однако, в пандаренских табличках упоминается, что Зул был другом и соратником Растахана, а в описании Зула как босса в Ульдире и вовсе есть упоминание, что пророк служил многим королям, а не только Растахану.

Зул Перерожденный – бывший глава Совета Занчули, к мнению которого прислушивались зандаларские короли, Зул считался величайшим из пророков. Теперь тёмный пророк обратился против короля Растахана в попытке возродить истинную империю троллей, даже ценой поклонения Кровавому богу Г'ууну.

Помимо зандаларских дневников в Пандарии есть полноценная табличка, посвященная только Зулу: кусочек его детства, о котором более нигде нет ни слова, и мрачные предостережения о катаклизме. Она входит в критерий достижения «Пророчесво зандаларов» и находится по координатам /way 52.6, 41.4 на острове Грома:

«Тёмный пророк Зул»

В совет Занчули входит множество жрецов и магов, наделенных огромной силой и обладающих древним запретным знанием. Одним из самых уважаемых членов совета является Зул. Ещё будучи ребенком, он безошибочно и в самых страшных подробностях предсказывал будущее, являвшееся ему в ужасных видениях. Он внушает окружающим страх и благоговение, и его причисляют к тёмным пророкам – тем провидцам, что способны предвидеть ужасные трагедии ещё до их наступления.

За несколько месяцев до наступления Катаклизма ночные кошмары Зула были наполнены жуткими образами разорванного на клочки мира. Он тщательно взвесил все предзнаменования и пришел к выводу, что родина зандаларских троллей будет уничтожена великим бедствием. Он предложил совету и королю заключить союз с другими племенами и покинуть обреченную родину.

Несмотря на репутацию Зула, совет отказался поверить в масштабы надвигающейся трагедии. Многие тогда сочли, что Зул просто играет на публику и лишь хочет укрепить свое положение и добиться большей власти. Над ним насмехались, когда он и его последователи начали собирать боевой флот и налаживать связи с менее распространенными племенами троллей.

Но видения Зула в один день стали явью. Катаклизм, вызванный Смертокрылом, потряс Зандалар до самого основания. Даже сейчас могучая и загадочная империя троллей постепенно уходит в морскую пучину. Теперь и воины, и крестьяне присоединяются к Зулу в надежде, что он знает, как нужно дальше поступить.

2. Пророк Зул – единственный зандалар, смоделированный на основе скелета обычных троллей. Это сделано не просто так: в своем интервью разработчики рассказывали, что это создает определенный «устрашающий» образ, демонстрирует возраст и груз прожитых пророком лет.

3. Очень многие элементы одежды и предметов в образе пророка, скорее всего, вдохновлены традиционным предметами культуры народов Мезоамерики, которые легли в основу зандаларских троллей. Наверняка многим запомнились потрясающие по своей вычурности зандаларские головные уборы; в истории костюма народов майя как раз упоминается факт, что головные уборы аристократов и их супруг поражали своим великолепием. Некоторые венцы, носимые верховными правителями, по размеру нередко превосходили рост своего владельца.

В сюжете Зул мелькает с кинжалом, которым впоследствии чуть не убивает короля и который можно выбить позже, в Ульдире. Весьма вероятно, за основу взят «Текпатль» – ацтекский нож, традиционно используемый жрецами для жертвоприношений.

Послесловие

В материале раскрыты только общие факты, без личного мнения или отношения к персонажу, чтобы каждый, зная всю его историю, мог составить свое мнение о нем.

В этом же небольшом послесловии я хочу сказать от себя пару слов об этом удивительном персонаже, подарившем мне огромное количество переживаний. Пожалуй больше, чем кто-либо ещё в этом дополнении. Я испытываю искреннее восхищение тёмным пророком как персонажем, который никогда не боялся принимать тяжёлые решения и брать на себя ответственность, а взяв их, доводил до конца, не отступая, не пасуя и не переобуваясь. Это совсем не инертный герой – пророк действовал вопреки и так, как считал правильным, даже если с ним были не согласны.

Мне нравится, как Зул прописан. Несмотря на не самое частое его участие в сюжете, все моменты с ним – наиболее запомнившиеся мне: побег из Штормграда, разборки с учеником, катсцены. У персонажа чудесный ироничный юмор и недюжинная харизма.

Подача его истории, изящные решения и повороты – всё это останется для меня лучшей частью «Битвы за Азерот». Мне жаль, что финал для тёмного пророка Зула оказался незавидным. Пожалуй, он выдался довольно скомканным для персонажа с такой богатой историей. Мне грустно от этого, но пусть для многих он так и останется злодеем, пока я считаю, что он был прав и сражался за то, что он сам считал правильным.