Автор: Дмитрий Рейнер.
Корректоры: Ysaira, Nivenor, Юрий Конаков.
Художники: Kresto, the artist, Svelien, WEIRDAT, Мышь Петровна, Vainknot, Палка с Пандой, Cher Ro.
Обложка: Svelien.

Отмеченная дланью судьбы, Ирель Сияние Рассвета родилась в приюте изгнанников на просторах дикого Дренора. Её раса – дренеи – попала в этот мир случайно и с тех пор, по принуждению, стала его частью.

Тысячелетия тому назад дренеи, тогда ещё называвшие себя эредарами, жили в роскоши и достатке на своей родной планете – Аргусе. Живя в мире и гармонии, представители этой расы добились такого уровня развития, что энергии, излучаемые их древней магией, достигли падшего титана Саргераса, который случайно обнаружил этих существ, путешествуя между мирами. Из любопытства Саргерас решил изучить способных эредаров внимательнее и очень скоро открыл для себя, что они невероятно сильны в своих способностях, а их знания о мире и космосе превышают знания многих других рас. Именно таких существ – умных и расчётливых, спокойных и сдержанных – Саргерас хотел видеть во главе своих армий. В сознании Саргераса эредары представлялись жестокими и непреклонными, но на деле были мирным и добрым народом. Чтобы добиться желаемого и создать генералов, которые должны были пройтись очищающим пламенем по всем мирам во Вселенной, искореняя непокорную жизнь, титан принял облик божества света и явился трём верховным правителям эредаров – Архимонду, Кил'джедену и Велену. Саргерас сказал, что он восхищён их мощью, и предложил сделку: непомерные знания в обмен на служение эредаров «правому делу» и спасение мира от ядовитой жизни, расселившейся по Вселенной.

Кил'джеден, Велен и Архимонд — три верховных экзарха, под руководством которых эредары достигли своего «золотого века». Молодые и амбициозные — такими их нашёл Саргерас.

Архимонд и Кил'джеден согласились, прекрасно осознавая, сколь сильны могут стать при новом покровителе. Велен же узрел в предложении Саргераса обман и предпочёл повременить с ответом. Обладая от рождения даром предсказывать события будущего, экзарх увидел, как его раса превращается в отвратительных алчных созданий, фанатично служащих «богу-титану». Отлично понимая, что остальных верховных экзархов ему не переубедить, Велен собрал верных ему последователей и тайно покинул Аргус на межзвёздном корабле. Разгневанные бегством собрата, Архимонд и Кил'джеден поклялись отыскать Велена и уничтожить всех, кто ему помогал.

Так началась история противостояния генералов Саргераса и эредаров-изгнанников, которых впоследствии так и назвали – «дренеи», что в переводе значит «изгои» или «беглецы».

Пророк Велен / Художник: Cher Ro, эксклюзивно для "Вестника Азерота" 

Путь Саргераса и его пылающий поход

Саргерас был легендой среди титанов: благородный и храбрый, решительный и справедливый. Именно такому было по силам исполнить важнейшую миссию среди возможных – путешествовать между мирами, оберегая жизнь от порождений хаоса — демонов. Саргерас с гордостью взялся за это задание и многие тысячи лет оберегал покой космоса от чудовищ и монстров, которым не было ни числа, ни даже имён.

Но со временем решительность Саргераса начала уступать смятению. Вселенная, какой он её видел, разочаровывала титана своей низменностью, а смертные расы — падкостью до соблазнительных благ. Демоны, ощутившие перемены в Саргерасе, сделали всё, чтобы расшатать уверенность титана. В конечном счёте он пришёл к выводу, что единственный способ уберечь Вселенную – выжечь её огнём и мечом от всяческой жизни, дабы смертные не пополняли и без того необъятные ряды врагов бытия — Повелителей Бездны. Для свершения своих планов Саргерас предложил демонам выбор: служение или смерть, и те с удовольствием согласились жить в служении и во имя титана.


Спустя долгие века странствий в космосе корабль дренеев совершил аварийную посадку на далёком и диком Дреноре, населённом гордыми детьми камня – ограми и орками. Утомлённые бегством, дренеи понадеялись, что судьба выбрала для них новый дом. Не желая враждовать с представителями других разумных рас, они ушли в отдалённые уголки Дренора, где постепенно возвели из останков корабля свои первые города.

Падение "Генедара" — дренейского межзвёздного корабля. Иллюстрация нарисована ко второму тому «Хроник Warcraft» художником Алексом Хорли.

Далёкий мир казался надёжно спрятанным от слуг Саргераса, и Велен решил, что остатки его народа могут позволить себе отдохнуть и попытаться начать свои жизни заново. Он не знал, что всё это время шпионы эредаров следили за ним из тени и уже сообщили своим владыкам о местонахождении дренеев.

Кил'джеден и Архимонд решили, что не будут вмешиваться лично. Вместо этого генералы Саргераса обратили свой взгляд на соседей дренеев – гордых и свободолюбивых орков, расселившихся по всему Дренору. Обманом они заставили лидеров орочьих кланов ополчиться против синекожих пришельцев, убеждая их, что дренеи несут с собой зло, опасность и смерть.

Очень скоро все кланы собрались в единое непобедимое войско – Орду. Слуги Саргераса предложили оркам новое оружие – кровь демонов, выпив которую можно было обрести непомерную силу. Многие из орков с удовольствием приняли предложение, вкусив демонический дар. Их тела действительно окрепли и стали сильнее прежнего. Но у этого оружия была и обратная сторона, о которой слуги падшего умышленно умолчали: испив единожды кровь демонов, орки обрекали себя на вечное рабство перед жаждой убийства. Их разум затмила слепая ярость, которой трудно было противостоять даже самым стойким и мудрым.

Орда напала на дренеев без предупреждения. Огромное войско, разбитое на несколько армий, прошло маршем по поселениям и городам, не оставляя после себя ничего, кроме рек крови и пепелища. Хотя дренеи были исключительно мирным народом и решительно не желали конфликтов с орками, постоять за себя они вполне могли. Укрепившись в своих городах, звёздные странники приготовились к осаде и дали Орде бой, но проиграли.

Дренеи проиграли, но не вымерли, как считали слуги Саргераса. Укрывшись в старых руинах и построив жилища среди непроглядных лесов, они продолжали бороться за существование. Художник: Peter Lee.

Позже, растеряв всех врагов, с которыми можно было сражаться, Орда начала медленно истреблять саму себя. Скверна демонов постепенно отравила Дренор, превращая его земли в безжизненные пустыни. Впоследствии это подтолкнёт орков к строительству портала, ведущего в другой мир, богатый ресурсами и врагами – Азерот, а там Орду ждут первые победы, кровавые битвы и поражение, которое едва не приведёт орков к гибели. На том пепелище пустят первые ростки семена Новой Орды, созданной по заветам чести и достоинства ради спасения всех орков, которые захотят освободиться от жажды крови и обрести свой дом в Азероте. Так начнётся история великой фракции и её долгого пути становления, продолжающегося до сих пор.

Но история маленькой Ирель берёт своё начало не отсюда. Вернее, она начинается в Дреноре, но идёт по другому маршруту, умышленно искажённому внешними силами.


Кинематографический трейлер к дополнению «Warlords of Draenor» наглядно продемонстрировал влияние Гарроша на ключевое событие для Дренора — обряд испития демонической крови.

Дрожа от испуга, Гул'дан бросил бешеный взгляд на орка, который схватил чернокнижника за плечо.

– Это… Не наша… Судьба… — прохрипел он, все ещё не веря в произошедшее. Орк, застывший на месте, одним взмахом ладони стянул капюшон с головы, обнажая испещрённую шрамами морду. Незнакомец довольно оскалился, словно исполнив нечто, чего жаждал уже очень давно, и тихо сказал:

– Времена меняются…


Когда предводитель Новой Орды Азерота, Гаррош Адский Крик, решает покорить королевства своих давних врагов – людей, он развязывает кровопролитную войну, которую в итоге проигрывает. Армии Альянса и генералов Орды, недовольных тиранией своего вождя, в конечном итоге сокрушают войска Гарроша, помещая орка под стражу. В день суда Гаррош в цепях выступает перед своими врагами и с презрением смеётся им в лица, обещая скорое возмездие. Внезапно смотритель Гарроша из числа бронзовых драконов, обладающих даром управления временем, хватает орка и использует волшебный артефакт – песчаные часы времени, – чтобы перенестись на Дренор.

Гаррош оказывается в своём родном мире за тридцать пять лет до первого вторжения Орды в Азерот, на заре возвышения расы дренеев. Бронзовый дракон, спасший его, предвкушал союз с вождём Орды, который помог бы изменить ход истории, но у Гарроша были собственные планы на будущее. Он убил дракона, а затем отправился в поселения орков под видом бродяги, где делом и словом добился уважения вождей кланов. Гаррош поведал им всё, что знал сам: о дренеях и их магии, о лживости обещаний демонических слуг, о возможном исходе Орды.

Прислушавшись к Гаррошу, вожди отказали демонам в их предложении и перебили всех слуг Саргераса. Когда дело было сделано, орки начали готовить войска к новой войне, которую Гаррош обещал им за огромным порталом, ведущим в далёкий, ненавистный ему Азерот. Так один ход событий был разбит на две части, создавая два исхода для Дренора: известный нам выжженный мир и всё такой же буйный и живой мир, лишённый присутствия демонов.

С новыми силами и огромной армией Гаррош Адский Крик жаждал отомстить всем, кто предал его или противостоял его планам. И прежде всего пострадали дренеи.

В то неспокойное время, когда руками Гарроша была начата история параллельного Дренора, на свет появилась Ирель. Потеряв родителей в горниле войны с Ордой, она росла в приюте беглых дренеев, организованном при величественном храме Карабор. Сюда со всех концов Дренора стекались жертвы войны, которым дарили исцеление и новую жизнь.

Утратив другие ориентиры, Ирель приняла служение вере и стала послушницей храма. Война пугала дренейку, и потому она решила обрести себя во врачевании, в чём очень преуспела. Ирель быстро осваивала техники и заклинания, а энергия света многократно усиливалась в её руках, открывая для девушки горизонты, о которых не мыслил ни один её сверстник.

Однажды во время службы Ирель познакомили с пророком Веленом, представив её как способную и талантливую ученицу. Но Велен узрел в судьбе Ирель нечто большее. Он видел долгий и тернистый путь, который вёл её к подъёму в глазах своего народа, но также ощущал некую угрозу, скрытую в глубинах её души. Пророк не знал, как трактовать своё видение, но принял его как знак, взяв Ирель к себе в ученицы. Так жрица стала послушницей верховного экзарха, на протяжении многих лет перенимая опыт пророка, слушая его наставления и постепенно расширяя границы собственных способностей. А между тем близилась большая война.

"Ирель Свет Надежды" / Художник: Kresto, the artist. Специально для "Вестника Азерота"

Собрав основные силы новой армии и вооружив её новейшими боевыми машинами, Гаррош поведал вождям Орды тайну открытия портала в Азерот. Используя выживших слуг Саргераса, он сумел отворить дверь между мирами, приглашая в свой мир новую Железную Орду. Параллельно вторжению войска орков начали осаду дренейских городов, желая уничтожить любого противника, который мог помешать их планам. Велену пришлось собирать все свои силы для обороны, но Ирель отказалась идти с ним, опасаясь тех ужасов, что таила в себе война. Жрица вернулась в храм Карабор и продолжила служение, намереваясь сосредоточиться на изучении науки врачевания. Впрочем, у судьбы на Ирель были совсем другие планы.

Во время одного из штурмов храма орки ворвались в залы послушников и начали резню. Прежде чем защитники Карабора успели пробиться к жрецам, служителей храма схватили и уволокли рабство. Среди несчастных оказалась и Ирель, которую сослали на один из рудников для добычи металла во славу Железной Орды.

Сквозь боль и унижения испуганная жрица переживала в мучениях день за днём на протяжении нескольких лет. Не поддавшись панике, она тяжело работала наравне с остальными рабами и, хотя при заключённых всегда были обученные маги орков, Ирель продолжала изучение собственных способностей, помогая чем могла раненым и измотанным сородичам. Так продолжалось бы до конца её дней, но однажды сквозь открытый орками портал на Дренор пришли герои Азерота.

Храбрые воины дали бой Железной Орде, а потом уничтожили проход между мирами, отрезав самим себе путь назад. Сохранив родной мир, защитники Азерота под предводительством таких героев, как Кадгар и Тралл, решили прорваться сквозь боевые лагеря орков к кораблям, на которых можно было уплыть в безопасные земли Дренора.

Путь героев лежал через рудники, и по дороге они освободили заключённых, вооружив их добытым со складов оружием. Новоиспечённое войско с боем пробилось к причалу, где героям удалось захватить один из кораблей Железной Орды и скрыться в море. По наставлению спасённых дренеев, пришельцы из Азерота отправились к городам дренеев, где встретились с Веленом из параллельного Дренора.


Тут важно понимать, что альтернативный мир пошёл по другому пути сюжета, но все основные персонажи, известные со времён старых войн, воплотились и в этом измерении. То есть фактически существовало два Велена, два Мараада, два Дуротана или Гул'дана, не знающих друг о друге. Такая вот "особенность" у тайм-лайнов.


Своё звание — Свет Надежды — Ирель получила от Велена, как награду за проявленную стойкость и напоминание об огромной ответственности, возложенной на паладина / Художник: WEIRDAT. Специально для "Вестника Азерота"

Лишив Железную Орду пути в Азерот, герои обрекли дренеев на орочью немилость. Зная, что «синекожие соседи» помогали их врагам, вожди орков повели свои кланы на главные дренейские оплоты, желая стереть их с лица планеты. Понимая всю ответственность за происходящее, герои Азерота остались и помогли дренеям в борьбе против Железной орды.

Спасённая из плена Ирель встретилась с Веленом в Караборе, и впервые за долгое время пророк ощутил облегчение на душе. Его ученица, которую он считал погибшей, оказалась жива и здорова. Единственная добрая весть за долгое время приободрила Велена. В свою очередь, понимая, что уйти от войны не получится и что она уже грозит забрать весь дренейский народ, Ирель приняла титул паладина, вступив в ряды армии Карабора.

Орда постепенно теснила дренеев назад, к их городам, которые окружала с суши и моря. Велен понимал, что его народ загоняют в ловушку. Орочий шаман Нер'зул намеревался использовать древние знания, добытые с корабля дренеев, Генедара, чтобы обрушить на Карабор энергию звезды. Понимая, что такой удар уничтожит его народ, Велен принял тяжёлое решение. Одолев Нер'зула, он вошёл в поле действия заклинания орка и обратился к свету, расходуя все свои жизненные силы. Последнее заклинание пророка разрушило чары Нер'зула и уберегло Карабор от уничтожения, сжигая корабли Железной Орды.

Перед своей смертью пророк успел поговорить с единственной своей приближённой – Ирель – и передал ей символ верховного экзарха, тем самым назначая дренейку своей преемницей. Ирель была ошеломлена, но с честью приняла новый титул, и, собрав верных воинов и героев, повела их на помощь защитникам Карабора. Совместными усилиями дренеи устояли, обратив Железную Орду в бегство.

После победы в Караборе Ирель сопровождала героев Азерота в их походе по Дренору. Жернова войны много раз грозили разорвать молодую наследницу Велена, нанося ей один тяжёлый удар за другим. Сначала она узнала о смерти своей сестры Самаары, а потом в бою с орками пал и её близкий друг Мараад. В конечном итоге Ирель осталась одна. Боль и страх едва не сломили её, но дренейка черпала силу в энергии света, и потому сумела стойко вынести удары судьбы.

Дренейская воительница / Художник: Мышь Петровна

Остатки ненавистной Железной Орды были загнаны в последний оплот – Цитадель Адского Пламени, и герои Азерота начали штурм твердыни, намереваясь уничтожить генералов Орды до того, как те ввергнут Дренор в пучину хаоса и страданий. Ирель билась бок о бок с Кадгаром, Дуротаном и сотней других храбрецов.

Пробравшись на вершину Цитадели, они встретились с истинным хозяином Железной Орды – Гул'даном. Загнанный в угол чернокнижник попытался призвать в Дренор самого Архимонда. То был день, когда Ирель впервые узрела воочию эредара, порабощённого скверной.

Огромный демон возвысился над героями, угрожая им смертью, но дренейка, невзирая на страх, бросилась в бой, а вместе с ней выступили и все её друзья. Ценой огромных потерь Архимонд пал, забрав с собой и Гул'дана.

Дренор был спасён, но война изранила его, и теперь требовалось приложить немало сил, дабы вылечить истерзанный мир. Ирель собрала оставшихся дренеев и отправилась обратно к Карабору, где уже официально приняла пост верховного экзарха. А герои Азерота, утомлённые в сражениях, наконец-то вернулись домой.

То был последний раз, когда мы видели Ирель как значимого персонажа. Дополнение «Warlords of Draenor» было неоднозначно встречено фанатами и игроками. Ругали его практически за всё, в том числе и за персонажей. Кому-то Ирель понравилась, а кто-то её возненавидел. Мнение редакции – истина находится где-то посередине. Проблема нехватки времени и сюжета для раскрытия событий и характеров коснулась всего дополнения, но во многом Ирель получилась удачной. Она – и жрец, и паладин, прошедшая через одиночество, недопонимание, муки и боль, но не утратившая юношеской наивности и веры в лучшее будущее.

Только эта самая вера держала дренейку в минуты отчаяния. Только благодаря неугомонной уверенности Ирель выживала, чтобы впоследствии дать сдачи. А её последние слова в завершающем ролике – итог целой эпохи. Мир истерзан, и потому его нужно спасти. На фоне этого все прочие распри должны исчезнуть, поскольку нет более насущной и важной проблемы, чем болезни собственной планеты.

Художник: Vainknot. Специально для "Вестника Азерота"

История Ирель получила неожиданное продолжение в новом дополнении «Battle for Azeroth». Если верить информации из переводов цепочек заданий по присоединению союзных рас для Орды, то спустя тридцать пять лет Дренор снова охватила война, но на этот раз вели в ней дренеи.

Убеждённые, что служение свету – единственный из возможных путей, они начали насильно обращать в свою веру представителей других рас, и прежде всего - орков. Таким образом, вскоре от прежних кланов остался только один единый – клан маг'харов. Неясно, что стало причиной столь резких перемен в поведении дренеев, но их намерения выглядят более чем агрессивно: по велению верховного экзарха Ирель дренеи сражаются с орками во всех уголках Дренора, и они не успокоятся, пока не обратят их всех в Свет.

Быть может, таким образом Ирель пытается уберечь свой народ от возможных конфликтов или даже мстит Орде, но нам пока известно слишком мало. К большому сожалению, пока что всё выглядит как предлог: разработчикам нужна причина ввести маг'харов. К тому же, Blizzard давно практикует политику «50/50», которая подразумевает наведение баланса между хорошими и плохими делами той или иной фракции. Пока что Орда проигрывала в этой гонке, ведь на её счету были и Тёмный портал, и три войны, и разрушение собственного мира (пускай в итоге всё плавно свели к вине нескольких отдельных лиц, обманувших все кланы). Стоит вспомнить и взятие Лордерона нежитью, и борьбу отрёкшихся с жителями Гилнеаса, в ходе которой Сильвана Ветрокрылая отдала приказ умышленно травить и заражать живых, дабы потом поднять больше мёртвых в ряды своей армии. А Гаррош, задумавший захватить весь Калимдор, искоренив всех ночных эльфов и людей? К слову говоря, Сильване Ветрокрылой не так давно это всё таки удалось.

А ведь никто не просил разработчиков так закручивать сюжеты. Они, гонимые желанием «нагнать драматизма», жаждали внезапных поворотов, предательств и тяжёлого выбора, который вставал бы перед персонажами. Blizzard желали сделать своих персонажей реалистичнее, позволив им ошибаться и выбирать неправильные пути. Допустим, есть ошибки Джайны Праудмур, которая раскаивалась в дипломатичном подходе в моменты, когда необходимо было постоять за честь и гордость своего народа, что в результате обрекло на боль и страдания людей, дворфов и эльфов.

Ошибки Вариана обостряли политическое положение и едва не привели к гибели сына штормградского короля — маленького Андуина. Генн Седогрив, зацикленный на своём мнении и упрямстве, в итоге потерял практически всю семью. И что же мы видим у персонажей Орды? Гаррош стал тираном, а Тралл, возводивший молодого орка в вожди, потерял друга — Кэрна Кровавое Копыто — и уважение своего народа. Сильвана, некогда пережившая все муки перерождения в живой труп, без зазрения совести приказывает поднимать мёртвых и дальше ради пополнения своей армии, не спрашивая желания у самих трупов.


Проблема неравномерного соотношения добра и зла между фракциями действительно существует, это очевидно. И как разработчики собираются её решать? Ну, уж точно не созданием новых сюжетных линий, доказывающих, что Орда не забыла о чести и достоинстве.


Художник: Палка с Пандой. Специально для "Вестника Азерота"

Забавно, что герои Альянса явно раскаиваются в своих поступках, постепенно приходят к осознанию, что делает их персонажей многограннее, а оттого — интереснее. Герои Орды же, в основном, от чего-то уверены в праведности собственных поступков. Пожалуй, поэтому лучшим вождём до сих пор считается Вол'джин, а хорошо запоминаются прежде всего такие второстепенные герои как Саурфанг или Эйтригг, которые, к слову, не поддерживают настроение власти.

Blizzard могли бы сказать, что всё так и должно развиваться. Дескать, одних героев поступки приводят к вершинам, а других — к погребальным кострам, но ведь они боятся убивать ключевых персонажей Орды. Никто не убьёт Сильвану и почему-то не ранит Тралла, хотя предпосылок для этого хватает даже у самих членов Орды. «Что-нибудь как-нибудь выкрутимся» — вот извечный девиз разработчиков. На то и оставляют небольшие сюжетные прорехи, чтобы потом, осознав патовость ситуации, наскоро перекроить историю и судьбы персонажей, заявив любимое «а мы не говорили, что этого не могло было быть».

К сожалению, Ирель стала одной из жертв подобного подхода. Несмотря на решительное желание насладиться миром, невзирая на бои плечом к плечу с вождями орочьих кланов против демонов Гул'дана и не обращая внимания на последнюю фразу – «мы отстроим Дренор вместе», – Ирель всё равно превращают в фанатичную жрицу с огромной властью, которая стремится выполнять капризы владык, невзирая на средства. Разве такую Ирель мы запомнили в Warlords of Draenor? Допустимо ли так перекраивать модель поведения персонажа, учитывая его миролюбивость и гуманизм, не увядавший даже в самых отчаянных ситуациях?

И ведь выкрутятся. Обоснуют, допишут, удивят. История Ирель полна белых пятен, а потому перелепить персонажа под нужную роль для разработчиков не составит труда. Надеемся только, что, несмотря на ужасающее исполнение, у верховного экзарха дренеев с Дренора будет хотя бы внятная мотивация. Ведь рано или поздно время любимых нами с детства героев уйдёт.

«Короли не правят вечно», как сказал бы Теренас Менетил. И Blizzard стоило бы взять на заметку, что некоторые персонажи могут просто умирать. От старости, болезней или ностальгии. Вовсе не обязательно сводить с ума каждого третьего и превращать его в служителя древнего зла. А если всё же и показывать падение, то не наотмашь, лениво покачивая головой, а так, как умеют только Blizzard – драматично и закрученно, чтобы одни ненавидели, другие любили, но и те и другие отлично понимали, что персонаж делает и почему.


Уважаемые читатели, изложенные рассуждения не позиционируются как истина в последней инстанции. Если вы чувствуете несогласие с нашим мнением – поделитесь в комментариях. "Вестник Азерота" всегда открыт для обсуждений с читателями.

Верьте в Свет, чтите заветы экзархов и обязательно загляните в соседние материалы. До скорых встреч!