Автор: Дмитрий Рейнер;

Корректор: Маредит;

Художники: keuris; Nissa Traveler; Birmit; Rakshemau.

«Эти древние ящеры внушают благоговение и уважение, куда бы они не пошли. Будучи дикими животными, динозавры обладают могуществом и великолепием, которые ставят их выше других существ мира природы; многие разумные расы или почитают динозавров, или считают охоту на этих созданий личным испытанием силы и духа».

– из руководства по чудовищам для «The Warcraft Card Game».

Чтобы воочию проследить историю азеротских динозавров, нужно сначала вспомнить, как именно зарождалась местная жизнь. А тут, как водится, все дороги ведут к титанам.

Титаны – могущественные создания из чистой энергии и тайной магии, сотканные среди звёзд. Никто точно не знает, когда они впервые ожили и отправились покорять космос, и никто не догадывается, сколько ещё титанов бродит по Великой Запредельной тьме. Азеротские исследователи привыкли считать, что титаны просто были, и именно от них пошло большинство разумных рас на бесчисленном количестве миров.

Титаны предрасположены к тайной магии и порядку. И это не удивительно, ведь они буквально сотканы из энергии, представлявшей собой основу известной нам силы порядка. По той же причине титаны стремились упорядочить космос вокруг, действуя в противовес хаотичным силам разрушения. Титаны путешествовали по мирам, прикасались к первобытной жизни, изучали её и производили собственные эксперименты. Они не только присматривали за живыми созданиями, но ещё и создавали новые оргинизмы, делая их лучше и совершеннее. Некоторые исследователи смело заявляют, что титаны не что иное, как эволюционный процесс во плоти, однако это спорное утверждение. Видите ли, мы точно знаем, что жизнь могла эволюционировать и без вмешательства титанов. На некоторых из миров, одарённых вниманием звёздных странников, жизнь уже существовала, пусть порой в самых извращённых или примитивных формах. Мы не знаем, насколько «живой» планета была до титанов. В далёкой древности наш мир был заражён Древними Богами – существами Бездны, и едва не задохнулся в их щупальцах. Если какая-то жизнь и существовала на Азероте тех времён, то она наверняка была полностью уничтожена. Всё изменилось с приходом титанов и победой над Древними Богами.

Художник: Konstantin Turovec

Заселение Азерота жизнью проходило в несколько этапов. Миссию эту возложили на Хранителей – детей титанов, выкованные из руд и вылепленные из породы планеты. Эти существа были наделены частичкой магии своих космических прародителей и занимались конкретными задачами. Создавали ландшафты, формировали лик Азерота, возводили механизмы защиты естественного эволюционного цикла. Считается что у каждого Хранителя были свои обязанности, но они не редко помогали друг другу. Одни наблюдали за кузнями для поддержания Азерота, другие изучали возможные угрозы. И созидали.

Представьте себе высокую и прекрасную статую из крепких азеротских руд. Высоко возвышаясь над землёй, она путешествовала по пустынной планете в поисках определённых мест, где по-особенному ощущалась магия. Отыскав такое место, путешественница занималась его благоустройством, используя ещё одно собственное изобретение – Изумрудный Сон. То была Хранительница Фрея, и именно на неё легли вопросы развития жизни.

Художник: Yaorenwo

«Для этого она создала Изумрудный Сон – изменчивое измерение духов и природной магии. Оно стало зеркалом Азерота и помогало управлять эволюционными путями флоры и фауны планеты. Духи и прочие диковинные создания из множества других миров заселили Сон, ставший их домом».

– из книги Wacraft: Хроники. Том 1.

Некоторые считают, что Фрея создала Изумрудный Сон из ничего, придумав его сама. Другие утверждают, что такой дивный мир существовал всегда и он родился из грёз дремлющей души Азерота. Да, видите ли, Азерот – не самая простая планета. В её ядре спит настоящая душа титана, и легенды гласят, что, когда это величественное создание вырастет и проснётся, оно (а точнее – она) затмит собой всех прочих титанов по силе и возможностям. Присутствие столь могущественной сущности могло породить Сон в процессе тысячелетнего взаимодействия титана и планеты. Говорят, будто Изумрудный Сон – это истинное отражение сновидений титана. Будто бы Фрея проникла в пределы этого мистического царства, спрятанного на каком-то ином метафизическом уровне, и благоустроила там Изумрудный Сон – отдельный мир, через который могла общаться со спящим титаном.

Итак, хранительница Фрея путешествовала по планете в поисках мест, где связь с душой-титаном была наиболее явственной, и пускала там семена жизни. Тысячи и тысячи лет спустя такие места станут величайшими инкубаторами Фреи и получат свои нынешние названия: кратер Ун’горо, низина Шолазар, Вечноцветущий Дол.

Каждая из этих локаций сохранила следы присутствия хранителей и по сей день. Помните заброшенные тайные храмы, сокрытые под сводами пещер и вырубленные в горах? Не забыли подземелья Пандарии под Вечноцветущим долом, в недрах которых спрятаны причудливые механизмы титанов? От всех прочих построек их отличает невероятная стойкость, из-за которой даже самые древние храмы выглядят новыми, созданными совсем недавно. Эта особенность приводит в замешательство многих исследователей. Они не могут установить даже примерный возраст возведённых сооружений. Зато уже точно известно, что именно в таких инкубаторах создавалась первая настоящая жизнь.

Фрея начинала с малого. С помощью магии Изумрудного Сна и обитавших там духов из иных миров она пускала семена жизни, создавая буйные джунгли. В них хранительница запускала первых существ, которые должны были очень быстро эволюционировать, давая жизнь целым семействам разных существ. Так, из маленьких ящеров пошло целое древо разных видов: от простых полевых ящерок и речных кроколисков до громадных динозавров и грозных протодраконов – примитивных предков нынешних драконов. Жизнь нельзя было остановить. Фрее было нужно лишь направлять её, отсекая неудачные ветви эволюции. Ошибки случались даже у детей титанов. Так, возможно, появились некоторые удивительные виды, которым сегодня мы не можем дать определения. Но в целом процесс проходил гладко, и план шёл своим чередом.

В дальнейшем большинство видов выпустили из инкубаторов в огромный мир, где они продолжили развиваться уже без вмешательства Фреи. Но как же было с динозаврами? Эти создания достаточно редки и встречаются по большей степени… В тех самых локациях-инкубаторах. При своих размерах динозавры могли быстро занять высокое место в пищевой цепи и стать грозными хищниками по всему миру. Мы задались вопросом, почему всё сложилось иначе. Хотя всё это не более чем рассуждения, мы постараемся придать им максимальную серьёзность.

Художник: Vladimir Kafanov

Возможно, главная причина кроется в том, что большинство динозавров… холоднокровные? Вернее, мезотермные. То есть, они были где-то между холоднокровными ящерицами и теплокровными животными, и могли сохранять в себе достаточно тепла из-за своих больших размеров. Подобно современным ехиднам или большой белой акуле, мезотермные существа могут вырабатывать тепло сами, но не способны постоянно поддерживать его на определённом уровне. В старых руководствах к уже устаревшим настольным играм по Wacraft пишут, что динозавры – это группа разных существ, преимущественно хищных, которые в большинстве своём холоднокровные. Но сегодня мы можем смело предположить, что это утверждение ошибочно, хоть и наполовину. Для динозавров всё ещё необходим определённый устойчивый источник тепла. А для гигантских видов лучше всего подходил особенный климат, который был во многом только в инкубаторах. И не только из-за температуры, но и из-за объёмов пищи.

Если в кратере Ун’горо, низине Шолазар и Вечноцветущем доле с количеством тепла всё было понятно, а пищи хватало с избытком, то вот за пределами локаций-инкубаторов динозавры сталкивались с засушливым климатом и необходимостью сезонно мигрировать. Не говоря уже о постоянной борьбе с конкурентами. Самыми опасными из них наверняка были протодраконы, которые не уступали динозаврам в силе и обладали неоспоримым преимуществом в виде крыльев. К тому же некоторые протодраконы умели извергать пламя или потоки густого ледяного воздуха, что было серьёзным оружием.

Ещё одним противником динозавров вполне могли быть первые разумные расы. Таурены и тролли наверняка встречались с динозаврами в своих странствиях и справлялись с ними за счёт хитрости. А ведь из века в век разумных рас в Азероте становилось всё больше. Сильнее везло в морях и реках: там динозавры и ныне встречаются, что в Восточных Королевствах, что в Калимдоре. В основном это крепкозубы – крупные водные рептилии с длинными шеями. Но если они тоже холоднокровные, то как выживают в морях Нордскола? Со слов путешественников, туши особо больших крепкозубов находили и в деревнях врайкулов, и у клыкарров. Можно было бы посчитать, что за такой добычей охотники отплывают к тёплым течениям, но нет; крепкозубы встречаются и в пещерных реках северного континента. Более того, если крепкозубы холоднокровны, то они должны выбираться на поверхность и греться на солнце. Но за годы исследований никто не обнаружил ни одного крепкозуба, гревшегося на солнышке, будь то у берегов Терамора, в Болотине или у Пандарии. Или это особенность игромеха, или… частичное подтверждение нашей теории о мезотермности?

Наша гильдия хочет выдвинуть смелое предположение. Что если холоднокровные динозавры – это ошибка, и существуют только мезотермные и теплокровные? Причём, именно теплокровные в большинстве своём расселились по миру. Например, рапторы богато представлены по всему Калимдору и на отдельных островах. Хотя основной ареал их обитания – саванны и степи, они неплохо чувствуют себя и в умеренно прохладном климате. Тролли из племени Драккари использовали рапторов в своих ритуалах и в качестве ездовых животных, а это северное племя, живущее в снежных регионах. Даже если предположить, что есть отдельные подвиды рапторов с устойчивостью к холоду, эти динозавры всё равно должны впадать в своего рода анабиоз, чего не наблюдается.

Художник: Jomaro Kindred

Ещё мезотермными могут быть терродактили. Этих крылатых существ, списанных с птеродактилей, ошибочно роднят с динозаврами. Любой уважающий себя исследователь в курсе, что птеродактиль и динозавр – это в обоих случаях ящеры, но не одно и то же. Терродактили распространены не только в локациях-инкубаторах, но и в джунглях с тропическим климатом. Например, на островах в южных морях, на Зандаларском архипелаге и близ Пандарии. Эти существа зависят от солнца как холоднокровные ящеры, и могут быть активны ночами, когда температура падает. Возможно, потому что они успевают нагреться за день, поднимаясь выше к солнцу? То же самое касается травоядных: брутозавров и трицератопсов, которые проявляют себя очень активными существами. Выходит, что из холоднокровных остались только самые большие хищники? Может быть, дьявозавры?

Художник: keuris

С ними тоже всё не так однозначно. Да, мы определили, что эти огромные создания не просто так носят спинной гребень, который во многом напоминает паруса деметродонов. Вполне вероятно, что гребни эти выполняют функцию терморегуляторов, помогая быстрее накапливать солнечную энергию и тепло. А значит прямой теплокровности у них нет. Однако последние находки в Зандаларе доказывают, что дьявозавры умеют жить и без гребней. За время нашей экспедиции мы нашли несколько особей с искусственно срезанными гребнями. Пусть мы порицаем подобное варварство, но должны отметить: дьявозавры не утратили жизнеспособности и, более того, ничуть не уступают своим сородичам из кратера Ун’горо. Они тоже мезотермны? Возможно, само представление динозавров холоднокровными является ошибочным? Слишком много факторов разом указывают на это. Конечно, вопрос получается очень образным. Нам не удастся задать его кому-то компетентному, ведь динозавры – это очень третьестепенные существа, которые в основной массе принадлежат к огромному пласту обитателей Азерота без развития лора. Увы, пока в эту сторону очень редко копают; хотя во времена Battle for Azeroth нам и подкинули информации, в основном для косвенного раскрытия культуры и истории троллей Зандалара. Вряд ли в командах разработчиков есть люди, которые посвящают себя развитию непосредственно мира, связывают одних существ с другими и ведут своего рода бестиарий. Такое присуще ролевым сеттингам, в которых очень хорошо раскрывается окружение игроков. World of Warcraft, увы, уходит совсем в другое направление и играет от потребностей развивать основной сюжет и обыгрывать механики. Впрочем… Может, мы слишком сгущаем краски.

Отложим грустные мысли. Мы попробовали подытожить все знания, накопленные о динозавроподобных ящерах и динозаврах. Ниже изложен перечень известных существ, описанных в разное время. Как члены экспедиционного корпуса, мы настаиваем на важности этих данных: большинство из представленных видов близки к исчезновению и встречаются в дикой природе всё реже!


Деметродон

Деметродонов можно смело причислять к ящерицам. Более того, нет практически никаких сомнений, что деметродоны холоднокровные. Это большие ящеры, передвигающиеся на четырёх лапах. Они активны в определённое время суток и позволяют себе преимущественно роль падальщиков. Их отличительная черта – огромный гребень-парус от шеи до основания хвоста. Эта часть тела помогает деметродонам накапливать тепло и оставаться активными днём. Ночами они привыкли прятаться в норы или пещеры – особенно если те расположены рядом с термальными источниками.

Художник: Matthew McKeown

Деметродоны плотоядны, но не привередливы в мясе. Едят как млекопитающих, так и крупных насекомых или рыб. Несмотря на внешнюю нерасторопность, это очень опасные хищники. Взрослые деметродоны могут быть очень быстрыми на короткой дистанции, а их когти позволяют без труда карабкаться по скалам. За несколько лет исследований мы выяснили, что деметродоны всё чаще сбиваются в группы, в то время как раньше встречали одиночек, ревностно оберегающих свои территории. Вполне вероятно, что такая смена поведения вызвана вниманием охотников. Деметродоны не являются серьёзной добычей, но их чешуя и органы служат реагентами и сбываются алхимикам по солидной цене. Растёртые зубы и клыки деметродонов, как считается, помогают лечить отравления и несварения, поскольку в них содержится небольшая доля токсинов. За счёт одного убитого деметродона можно без проблем выкормить отряд солдат, чем часто пользуются авантюристы всех сортов.


Дьявозавр

Название символично переводится как «адский ящер» и дано дьявозаврам не просто так. Это огромные животные, которые передвигаются на двух могучих задних лапах и обладают воистину чудовищной пастью с кучей острых зубов. Дьявозавры – хищники. Предпочитают охоту и без жалости рвут любую добычу, которую могут догнать. А бегают они быстро. Исследователи рассказывают, что на коротких дистанциях эти создания могут быть стремительны. А ещё они невероятно умны и злопамятны.

Впрочем, ужасающий послужной список не отпугивает охотников на экзотическую дичь. Видите ли, природа наделила дьявозавров очень жёсткой, но податливой шкурой. Этот материал высоко ценится кожевниками и портными всех континентов, используется в книгописании и начертании. Помимо того, своей дурной славой дьявозавры привлекли к себе изрядную долю лишнего внимания. В результате менее чем за тридцать лет популяция этих существ сократилась катастрофически. Из-за этого некоторые члены экспедиционного корпуса всерьёз считают, что несносный нрав дьявозавров –не врождённый порок, а следствие бесконтрольной охоты, которая серьёзно изменила ареал обитания этих динозавров и их поведение. Взрослый крупный самец считается добычей лучших охотников. По злой иронии именно самцы дьявозавров остаются охранять яйца и новорождённое потомство, в то время как самки сразу покидают своих отпрысков. Если вы слышали о каком-нибудь знаменитом охотнике, подстрелившем дьявозавра-самца, то знайте, что скорее всего это произошло в период размножения, когда самец не мог отойти от гнезда далеко. Без присмотра взрослого у детёнышей почти не остаётся шансов на выживание. Так, например, началось вымирание дьявозавров низины Шолазар и кратера Ун’горо.

Художник: Alex Horley

Дьявозавры известны у многих народов. Слава о могучих и свирепых чудовищах нашла отражение в культуре племён троллей, которые почитали и выращивали их. Ночные эльфы ловили дьявозавров для парков своей королевы. Одного дьявозавра до сих пор можно найти в садах Сурамара, где он заперт в качестве местной достопримечательности. Образ дьявозавра воплотил в себе лоа королей Зандалара. Жрецы и охотники троллей этого племени поклоняются дьявозаврам и почитают их в качестве священных животных, за что получают благословение Резана – могучего духа-дьявозавра, вокруг которого выстроился целый культ и культура королевской династии.

Помимо поклонения, зандалары выращивают их в качестве боевых и ездовых животных. Но только нескольким известным семьям Зандалара можно заниматься разведением этих почитаемых динозавров, поскольку процесс их воспитания невероятно трудный и зачастую очень опасный. На сегодняшний день зандалары являются самыми ревностными защитниками дьявозавров. Возможно, именно благодаря их стараниям этот вид удастся сохранить в будущем и защитить от бесконтрольной охоты.

Любопытная штука: летописец То’кини обмолвился нашему агенту, что на юге Зулдазара лежат кости воистину огромного существа, напоминающие высокий холм. Тролль сказал, что там лежит Ксибала – первая из всех дьявозавров, праматерь этого вида, породившая самого Резана. Те края не заселены троллями, поскольку стали обителью действительно диких и опасных животных. Мы попробовали разузнать, не сбрендил ли То’кини на старости лет, и действительно нашли огромный скелет, который не получится поднять ни для одного музея. Но что самое жуткое, на опушке джунглей нас ждала туша огромного брутозавра, жестоко растерзанного кем-то, кто орудует громадной пастью, полной острых, как бритва, зубов. Пусть никто не сочтёт нас трусами: мы развернули экспедицию только после того, как замерили ширину ран от укусов. Местами туда запросто помещалась телега.

Зандалары строго следят, чтобы никто из наивных охотников не забрёл в южную часть зулдазарских джунглей. Тролли опасаются, что глупцы не только найдут свою смерть, но и разгневают дьявозавров, у которых, похоже, в тех краях расположены гнёзда. Кто знает, что может учинить стая таких грозных зверей, если спровоцировать их напасть на соседние поселения и заставы.


Терродактиль

Раз уж мы затронули Зандалар, то нужно поговорить об ещё одном виде динозавроподобных ящеров, спасённом благодаря троллям. Речь пойдёт о терродактилях.

Существует несколько разновидностей этих крылатых ящеров, но все они объединены несколькими главными чертами. Терродактили умеют парить по воздуху и свободно летать, обладают вытянутым зубастым клювом и дурным нравом. На земле они неуклюжи, но представляют опасность из-за острых клювов. В воздухе же терродактиль становится воистину грозным животным. Он может камнем рухнуть к земле, подхватить жертву и поднять высоко вверх, чтобы потом швырнуть на землю и убить. Их цепкие лапки могут показаться слабыми, но это фатальная ошибка. Терродактили смыкают их с невероятной силой, и разомкнуть их не так-то просто, даже убив животное. Летают терродактили быстро и ловко. Поначалу исследователи поражались тому, как столь крупные существа могут набирать высокую скорость полёта. Впоследствии оказалось, что всему виной особенное строение костей терродактилей. Они полые внутри, из-за чего даже большая туша может весить совсем немного. С другой стороны, это сделало этих зверей достаточно хрупкими, чем и пользуются как их природные враги, так и охотники.

Художник: Jaemin Kim

Они достаточно легко ломают кости, превращаясь в живые мишени для ружейников и лучников. В древние времена терродактили вполне могли конкурировать с протодраконами за территории, но на сегодняшний день их популяция стремительно сокращается. Стараниями зандаларов терродактили оберегаются как дети сильнейшего из этих существ – Па’ку, лоа ветров. Но, в отличие от благоговения перед дьявозаврами, терродактилей воспринимают скорее как домашних или боевых зверей, а иногда и как вредителей. Терродактили предпочитают охотиться в одиночку; обычно искатели приключений встречают их попарно только во время брачного сезона – двухнедельного периода весной. Терродактили могут образовывать стаи, когда их гнездовья находятся под угрозой со стороны сильного противника, но разделяются, как только устранят угрозу.


Дикорог

Дикороги – это, пожалуй, самые распространённые из травоядных динозавров. В то время как медлительные стегодоны пасутся только в Ун’горо, дикороги встречаются и на островах в Южных морях, в особенности у Пандарии и в Зандаларе. Это крупные звери, привыкшие жить в стаде. Выглядят дикороги, как дворфийские танки: головы их увенчаны костяным воротниками и двумя мощными рогами, иногда достигающими толщины ствола многолетнего дуба. Что интересно, у дикорогов подобие клюва, которым эти создания срывают кору или подрывают сочные корни. В рацион дикорогов входит только растительность, но они спокойно переваривают и фрукты, и некоторые грибы.

Художник: Matt Dixon

Следить за дикорогами не сложно, но нужно всегда находиться в тени и действовать осторожно. Обычно стадо дикорогов ведёт один крупный самец, оставляющий при себе пару самцов помоложе. Вожак всегда начеку и проявляет агрессию к любому живому существу, которое встречает на своём пути. В гневе дикорог способен на страшные вещи, чем пользуются охотники на экзотических животных. Чаще всего дикорогов выращивают из украденных яиц, поскольку увести уже проклюнувшегося детёныша можно лишь перебив целое стадо. Эти звери ревностно защищают своё потомство, выстраиваясь вокруг него живой стеной. Хотя дикороги и не отличаются интеллектом, их ведут жестокие инстинкты, в своё время погубившие множество самоуверенных охотников.

Рога дикорогов высоко ценятся среди ценителей роскоши и используются в алхимии и ювелирном деле. К тому же это желанный оберег для любой набожной деревни. С другой стороны, в Азероте немало народов, почитающих дикорогов как верных спутников. Это выносливые верховые животные, которые будут биться за своего хозяина до самой смерти, если заслужить их доверие. Во времена вторжения в Пандарию дикорогов активно использовали как боевых зверей. Говорят, зандалары преподносили самых сильных из выращенных дикорогов в дар своим союзникам, могу, а некоторые племена, по слухам, поклоняются дикорогам как тотемным животным. Как и в случае с другими динозаврами, среди дикорогов существует лоа. Её называют торкали.

Художник: Nissa Traveler

Вопреки грозному виду, Торкали – это лоа урожая. Её последователи, называющие себя торкалин, считаю что своими щедро заваленными едой столами все тролли обязаны именно праматери дикорогов. Торкали – это трава и вся растительная пища. Там где ступает это могучее создание, расцветают долины, а там где она тянет свой хвост и роет землю ротами, образуются реки. У Торкали нет храма, потому что сам Зандалар – одна большая земля во славу её, и всякий тролль должен отдавать ей должное. Там, где кончается дорога, начинается царство Торкали. Её владения – не только Зандалар, но и все земли троллей за пределами архипелага.

Больше всего почитателей из торкалин расположились на Террасе Торкали. Жрецы и простые тролли верят, что пока Торкали следит за их делами, голод будет обходить стороной их дома, поэтому стараются следовать традициям на протяжении всей жизни, передавая эти знания из поколения в поколение.


Загадка стегодонов, громовых ящеров и прочих кодообразных

У тауренов есть сказки о легендарных зверях – кодо, которым духи неба даровали силу бурь. И оказалось, что этих зверей есть сразу несколько видов: рокочущие ящеры, грозовые ящеры и могущественные штормовые ящеры. Таурены считают встречу с одним из этих существ важным событием в жизни – предзнаменованием, хоть и не всегда очевидно хорошим или плохим. Долгое время считалось, что рокочущие, грозовые и штормовые ящеры – это разновидности кодо с разницей в повадках, но недавние находки опровергают эту теорию. Похоже, мы имеем дело с разными, пусть и внешне похожими друг на друга видами, и стегодоны – лишь часть этой цепочки сородичей. Ещё они точно не динозавры и относятся к совсем другому типу существ, близких к ящерицам и крокодилам. Впрочем, отдельные элементы динозавров они переняли, за что и попали в наш список.

Мы думаем, что стегодоны – это звери, которых древние обитатели Калимдора называли «рокочущими» ящерами. Долгое время существовала путаница, и исследователи думали, что стегодоны и рокочущие ящеры – это разные животные, но, похоже, всё наоборот. Просто в культуре разных рас один и тот же вид назывался по-разному. Всё из-за характерного грохота, который поднимают эти животные в приступе ярости. Стегодоны способны содрогать в ярости землю вокруг себя, используя это в бою. Их короткие хвосты вооружены острыми шипами, каждый из которых может с лёгкостью пробить насквозь бронированную лошадь. Стегодоны предпочитают держаться на небольшом расстоянии от своих территорий, их передвижения предсказуемы. Для ночлега они ищут гроты в скалах или низины среди холмов. Стада делятся на пары, которые образуют несколько гнезд, вокруг обычно пасутся взрослые особи. В тех гнёздах зачастую можно найти ценные вещи и сокровища, оставшиеся от неосторожных путешественников или неумелых охотников.

Художник: Jim Nelson

При ударе растения вокруг стегодона прижимаются к земле, как будто из-под его ног дует сильный ветер. Эти животные обманчиво спокойны. Даже когда они следят за окружающими их просторами и кажутся мирно пасущимися, внезапное движение или странный запах могут вызвать резкие изменения в поведении. Некоторые ящеры могут подпустить людей достаточно близко, даже позволяют прикасаться к себе или ездить на них. В другое время они громят караваны или поселения.

Молодые самцы стегодонов образуют небольшие группы. Эти группы могут быть смертельно опасными, так как подростки получают удовольствие от нападения на других животных. И это очень роднит стегодонов с другими ящерами – грозовыми ящерами. Допустим, обитатели Калимдор действительно называли «рокочущими ящерами» стада стегодонов, которые паслись за пределами кратера Ун’горо. Но они точно осознавали, что грозовые ящеры – это абсолютно другой вид особенных, волшебных существ.

Похоже, что грозовые ящеры произошли от стегодонов, мигрировавших из кратера Ун’горо. Таурены рассказывают, что ящеры каким-то образом стали близки с духами стихий и научились контролировать разряды молний. Грозовые ящеры используют эту способность как оружие, подобно тому, как драконы извергают пламя. Правда, зачастую эти существа ограничиваются приёмами попроще: стараются растоптать противника или проглотить его целиком. Думаете, это шутка? Грозовые ящеры могут запросто попробовать проглотить любое существо, которое сочтут опасным! Конечно, после этого животным нужен покой, чтобы переварить свою добычу. В затяжном бою такой приём не работает, и зверь быстро выплёвывает проглоченного обратно. Но сам факт более чем подтверждён горьким опытом множества путешественников.

Грозовые ящеры не получают никаких повреждений от ударов током, хотя такие удары и привлекают их внимание. Это явление часто встречается, когда подростки стреляют друг в друга молниями во время игр. А вот общаются грозовые ящеры, как и их сородичи, посредством звуков разной частоты и громкости.

Если вы думали, что громадные ящерицы, пускающие молнии и пожирающие хищников заживо, – это самые удивительные существа Калимдора, то спешите удивляться. В культуре многих калимдорских народов бытуют легенды о загадочных и очень редких штормовых ящерах. Говорят, что это близкие родственники стегодонов и грозовых ящеров. Некоторые таурены верят, что могущественные небесные духи иногда могут вселяться в самых крупных наземных существ, образуя таким образом слияние неба и земли – штормовых ящеров. Это волшебные звери, вокруг которых всегда вьются грозовые смерчи и туман. Штормовые ящеры мощнее и умнее своих собратьев. Они обладают теми же особыми атаками и качествами, что и грозовые ящеры, но способны заряжать энергией артефакты или использовать их.

С увеличением количества экспедиций на карте Калимдора остаётся всё меньше белых пятен. При этом мы до сих пор не можем сказать, существуют ли штормовые ящеры, или это наследие фольклора калимдорских народов.


Крепкозуб

Они же «жесткозубы», как их называют моряки. Они же «морские змеи» и «пещерный ужас», прозванные так за длинные шеи, благодаря которым крепкозубы могут забираться в труднодоступные пещерки или выхватывать жертву из глубины. Это животные с на редкость скверным характером, известные своей способностью сливаться с поверхностью дна даже на мелководье. Жертва видит крепкозуба только когда тот хочет, чтобы его заметили, или не беспокоится об окружающих. Если зверь охотится, то заметить можно разве что два жёлтых глаза на маленькой голове с широкой змеиной пастью, набитой острыми зубами. Когда же жертва наконец замечает и остальные части тела крепкозуба – его массивную тушу и четыре ластообразных плавника, для неё зачастую уже всё кончено. Крепкозубы пользуются обманчивым впечатлением, которое создают их маленькие головы, что скрывает их истинную плотоядную сущность до определённого момента. Будьте уверены: это очень быстрые и маневренные хищники, которые на коротких дистанциях обгонят большинство водоплавающих.

Художник: Birmit

Крепкозубы делятся на множество подвидов в зависимости от размера. О них говорят как о гигантских левиафанах открытого моря, их же знают как небольших, но зубастых хищников пещерных рек. Моряки рассказывают, что узнать крепкозуба можно по струе воды, которую он выпускает во время вдоха, ведь, несмотря на водный образ жизни, этим существам нужен воздух. Славой своих баллад и шанти о морских змеях именитые корабельные барды обязаны именно этим животным. Всё дело в том, что моряки частенько замечали только длинную шею и длинный хвост крепкозубов, но не подозревали, что под водой кроется ещё и туловище весом до более чем тысячи фунтов. Миф тот так прижился, что существует и ныне, побуждая отважных гарпунщиков из раза в раз выходить в море в поисках славы.

Разумеется, змеев они не находят. Зато иногда привозят туши убитых крепкозубов, которые оказались богаты жирами и мясом. Тем же ремеслом промышляют племена разных рас Нордскола и островные тролли. Хотя последние, возможно, могут относиться к крепкозубам, как к особым животным, и почитать их подобно лоа морей. Фактически это никак не подтверждено, но, если вспомнить опыт общения племён троллей с разными животными, которые впоследствии обретали единые образы в лице пантеона Лоа, это вполне допустимо.


Раптор

Вот мы и подобрались к самым известным динозаврам Азерота. Великое многообразие рапторов разных форм и расцветок облюбовало джунгли и пустыни, пещеры и болота, берега и горные тропы по всему миру. Они довольно небольшие относительно других видов динозавров, но с лихвой компенсируют это острым умом и безумной скоростью бега. Рапторы всегда сбиваются в стаи, редко сражаются по одиночке и не прощают ошибок охотников. Они могут быть злобными и кровожадными, а могут стать надёжными верховыми животными и друзьями.

Особенно много о рапторах могут рассказать племена троллей. Похоже, что в культуре этого народа общение с рапторами прививалось ещё с самых древних времён. Рапторов воспитывают как боевых спутников, как ездовых зверей или бойцов на потеху публике. При этом не стоит думать, что тролли исключительно дружат с этими динозаврами. Некоторые из стай бывают абсолютно неконтролируемыми и представляют опасность для всех прочих созданий. Говорят, что бой с раптором может быть своего рода обрядом посвящения у некоторых племён. Или отдельной формой казни.

Художник: Sabvenia

Отдельного упоминания стоят грифозавры – раптороподобные динозавры, которые обитают на Расколотых Берегах. И в инкубаторах эфириалов, на окраине Запределья! Мы не рискнём причислять их к рапторам, хотя они очень похожи. Главное, что стоит знать – эти динозавры безумно жестоки ко всем прочим видам. Виной тому и природные инстинкты, и сложная судьба, настигнувшая грифозавров в целом. Похоже, что когда-то их было больше, но на сегодняшний день осталось всего несколько стай. Ещё рапторов называют равазаврами, что в принципе является названием отдельной части этих динозавров, отличающихся повадками. Равазавры в основном обитают в кратере Ун’горо. Их стаи не так многочислены, как стаи большинства рапторов, а размеры иногда можно сравнить с дренейскими элеками. Кстати, ходят легенды, что в кратере Ун’горо живёт равазавр, который по своей силе не уступает самым могучим дьявозаврам. Правда или нет, но до нас точно дошло лишь имя этого загадочного зверя – Тирантий.

Художник: Chris Rahn

Саурид

Если дьявол существует, то бесы – точно родственники сауридов. Это небольшие, юркие и безумно ловкие динозаврики размером примерно с кошку. Внешне они напоминают уменьшенную копию рапторов с различными исключениями. Сауриды компенсируют нехватку роста незаурядным умом. Они быстро учатся и запоминают маршруты. А ещё они невероятно любопытны от природы. Мяса с них не взять, так что если разумные расы и употребляют сауридов в пищу, то разве что для бульона. И вы можете спросить: ну как кто-то может сварить таких крошек? Многие думают так до тех пор, пока не обнаруживают, что сауриды стащили в свои гнёзда почти все вещи. Эти создания невероятно падки до блестяшек, что напоминает ворон. Они смотрят на мир огромными по своим меркам глазами, что намекает на возможный ночной образ жизни.

Художник: Rakshemau

Сауриды живут стайками, в основном от шести-семи особей, и известны по большей части в Зандаларе. Возможно, это потому, что терпение всех остальных рас на других островах и континентах кончилось. Тролли же пусть и считают сауридов вредителями, но не уничтожают их, как это делают пандарены, изгоняющие со своих огородов кролей. Более того, некоторые даже почитают сауридов, а один из лоа троллей – Джанни, выглядит как саурид, пусть и увеличенный в несколько раз. Джанни ревностно оберегает стайки сауридов, считая их своими глазами и ушами на островах, а потому пресекает массовые уничтожения этих маленьких динозавриков.


Брутозавр

Пока одни динозавры носятся в траве, зыркая на путников хищными глазками, другие сотрясают землю неспешной походкой. Брутозавры – настоящие титаны Зандалара, и вместе с тем – последние представители некогда многочисленного рода. Это восхитительно крупные существа, без труда достигающие верхушек самых высоких назмирских деревьев. Брутозавров почитают среди троллей, хотя нам не известно ни одного культа, посвящённого этим динозаврам. Зато на улицах зандаларских городов не редко можно встретить вьючных или даже боевых брутозавров, украшенных бронёй и ритуальными татуировками. Могучие создания несут много груза или используются как мобильная платформа, на которую можно установить полноценную боевую башню с воинами.

В дикой природе брутозавры в основном одиночки. Для жизни им нужно очень много растительности, и двух таких проглотов один и тот же клочок джунглей часто не выдерживает. Поэтому брутозавры всегда делят территорию примерно поровну, встречаясь между собой только на водопое или во время брачного сезона.

Брутозавры настолько огромны, что некоторые считают, что у них в спинах находится второй мозг, только атрофированный - чтобы хоть как-то поддерживать на ходу такие туши мяса. Но проверить эту теорию мы пока не смогли. Зато выяснили, что, не смотря на невысокий процент интеллекта, брутозавры отнюдь не безобидны. В приступе паники или гнева они гулко бьют стопами по земле и могут раздавить незадачливых прохожих. А их могучие хвосты оставляют удары, несовместимые с жизнью. Как будто этого мало – взмах хвоста поднимает ветер и пыль, что затрудняет передвижение. Таким образом мы уже потеряли два экспедиционных ветролёта!

Художник: Ariel Fain

Анкилодон

Травоядные, но агрессивные, как и большинство динозавров, анкилодоны сильно напоминают ящериц, вставших на ноги слона. Они не переваливаются с бока на бок, как пресмыкающиеся, и отличаются солидной скоростью передвижения. Разумеется, в случае такой необходимости. Обычно анкилодоны предпочитают мирно пастись стадами, объедая кусты или траву. Их образ жизни очень напоминает уклад жизни дикорогов, за исключением методов защиты. Анкилодоны не привыкли сбиваться в кучи, чтобы отгонять неприятелей. Лихо орудуя костяными наростами на своих хвостах, эти динозавры могут наносить непоправимый урон даже одним точным попаданием, а их тело покрывает панцирь из наростов, напоминающий черепаший. Анкилодоны обладают ещё более скверным характером, чем дикороги, и поэтому даже тролли не решаются разводить их в домашних условиях. Зато охотники с удовольствием охотятся на целые стада ради рогов и кожаных наростов, которые потом продают ювелирам и алхимикам. На сегодняшний день анкилодоны известны только в Зандаларе. Скорее всего, это последние представители своего вида.


Ящерицы и любопытный облик друидов

Открытие Зандаларского архипелага повлекло за собой массу интересных находок. И одна из них – это морской облик зандаларских друидов. Внешне он напоминает любопытный вид динозавров, не представленный в Азероте. Длинная вытянутая морда, большой крепкий череп, длинный сплюснутый хвост и ещё не совсем деформированные ласты. Скорее всего, этот образ ярко навеян мозазаврами, пусть и в куда более скромных размерах, слегка изменённый для антуража. Мозазавров в Warcraft пока не встречалось, но, учитывая, что друиды зачастую принимают форму конкретных и известных Азероту существ, мы не удивимся, если однажды мозазавры тоже появятся в игре.

Помимо обликов стоит упомянуть и обилие ящериц, которых нельзя относить напрямую к динозаврам, но которых стоит отметить. Это и завролиски, и несколько видов василисков. Похоже, все они так или иначе связаны с кроколисками – крокодилами с тремя парами лап, ярко представленными по всему Азероту.

Художник: Jakub Kasper

Разумеется, от дополнения к дополнению этот список будет только дополняться. Возможно, мы вернёмся к нему в будущих выпусках, если отыщем для вас новые находки. Вы всегда можете ускорить эти материалы своими отзывами. Однако сегодняшний мануал подходит к концу. Вы неспешно поглаживаете уголок последней страницы, после чего остаётся закрыть книгу или перелистнуть на понравившуюся страничку, и отдать её обратно хранительнице библиотеки. И отправиться в новое приключение, зная чуть больше.

Для вас старалась гильдия зооведов «Лиги Исследователей», коллектив «Вестника». Надеемся, что оказались полезны. До новых встреч на просторах Азерота.