Автор: Дмитрий Рейнер;

Корректор: Nivenor;

Обложка: Eliznel.

«Битва за Азерот» привнесла в «World of WarCraft» множество изменений. Интересные новшества сплелись с давними задумками, доведёнными до ума за несколько лет, и теперь разработчики спешат удивить всех поклонников серии обновлением практически всех сфер игры: от механик до кинематографии. Сюжет, столь любимый и горячо обсуждаемый многими, тоже не остался без изменений. Blizzard не только повысили градус «взрослого» контента, за который игре дали повышение рейтинга, но и стряхнули пыль с древнего сборника просьб и пожеланий от игроков.

Орду и Альянс ждут новые союзные расы, призванные в стан вождём Сильваной Ветрокрылой и королём Андуином Ринном. В час, когда весь мир охватила кровопролитная война и баланс между жизнью и смертью нарушился, дворфы Чёрного Железа и орки из числа маг’хар присоединились к своим соратникам, забыв о старых обидах и несбывшихся обещаниях, чтобы вместе бороться за идеалы своих фракций – Честь и Отвагу.

Художник: Елизавета Суховеева 

«Одни из немногих»

Дворфы Чёрного Железа и маг’хары выбраны не случайно. Это первые представители народов с действительно полноценной историей, призванные на войну, несмотря на тени прошлого. В «World of WarCraft» уже существуют четыре союзные расы: таурены Крутогорья и ночнорождённые у Орды и озарённые дренеи и эльфы бездны у Альянса. О некоторых представителях этих народов мы знаем давно благодаря легендам о Халне Крутогоре или Аллерии Ветрокрылой, но в качестве игровых рас в игре они появились совсем недавно. Нельзя сказать, что эти народы – отдельные автономные содружества. Да, они жили изолированно от всего Азерота и выработали определённые черты, отличающие их от своих сородичей, но, по сути, перед нами всё те же дренеи, таурены или эльфы.

Отдельно можно выделить только культуру и быт ночнорождённых, которые стали настоящей жемчужиной Расколотых островов, покорив игроков величием и магией Сурамара. Неслучайно именно эти мистические эльфы вызвали так много споров среди игроков за Альянс и Орду, ведь каждая фракция в равной степени помогла ночнорождённым вырваться из ярма Пылающего Легиона и побороть зависимость от маны. Когда разработчики анонсировали, что раса уходит под крыло Орды, подкрепив всё разговором Первой чародейки Талисры и верховной жрицы Тиранды Шелест Ветра, игровое сообщество буквально взорвалось. Действительно, подобное решение выглядит очень эгоистичным и странным.

Дело даже не в отношении к героям Альянса, которые активно помогали ночнорождённым. Отбросив перебранки между игроками обоих лагерей, хотелось бы подумать о самих шал’дорай. Они – это частица великого народа, отрезанная от основного мира и сокрытая под куполом. Одни называют их судьбу даром, другие – пленением.

Тысячелетиями шал’дорай были привязаны к Расколотым островам и Сурамару, вынужденные искать смысл существования в угасающем городе. Когда Пылающий Легион пал и защитный барьер, защищающий город, потерял всякую надобность, перед шал’дорай встал выбор. Открыв миру Сурамар, ночнорождённые вступили в новую эпоху. Весь трагизм их истории заключался в пленении под сводами родного дома. Теперь же любой шал’дорай был волен сам выбирать, куда ему идти, подобно тому как когда-то подобный выбор приняли охотники на демонов и вольные рыцари смерти.

Конечно, слово «выбор» звучит достаточно громко, но и охотники, и рыцари смогли сами выбрать себе фракцию, хотя и в зависимости от своего прошлого. Шал’дорай такой выбор совершить не позволили. По мнению многих игроков, подобный шаг испортил потенциал новой расы, лишив её в итоге шанса на самоопределение, превратив в очередную зарубку на гербе Орды.

И вот теперь история принимает новый поворот. Дворфы Чёрного Железа, ведомые Мойрой Тауриссан, и орки из числа маг’хар предлагают свои мечи и топоры в общую казну военной машины Орды и Альянса. В чём же уникальность этих народов на фоне остальных?

Художник: Дмитрий Прозоров 

Дворфы Чёрного Железа и маг’хары изначально не создавались ради роли союзной расы. Оба этих народа имеют глубокую историю и самобытную культуру, определённую временем и различными событиями. И у тех, и у других существует конкретное место, будь то в Азероте или за его пределами. Если озарённые дренеи или таурены Крутогорья мало чем отличаются от сородичей по расе, то маг’хары и клан Чёрного Железа, напротив, годами вырабатывали собственные особенности.

Говоря откровенно, пока что в игре не существует более подходящих кандидатов на роль союзных рас. Несмотря на это странное название, сами по себе клан Чёрного Железа и маг’хары как нельзя кстати напоминают об отдельных народах. Таким образом, игрокам действительно интересно изучать процесс вступления новых рас в состав фракций. Ведь теперь разработчики предлагают нам поиграть не за внезапно спустившихся со звёзд дренеев или тауренов с видоизменёнными рогами.

В руки игроков попадают народы, которые жили обособленно на протяжении многих дополнений. В течение долгого времени мы встречали разных представителей этих «рас», знакомились с ними, дружили и конфликтовали, сражались с ними не на жизнь, а на смерть или пытались добиться их расположения.

Само вступление маг’хар и клана Чёрного Железа в Орду и Альянс как нельзя точно иллюстрирует непредсказуемость истории огромного мира. Бывшие враги встают в один строй, плечом к плечу. Старые раны наконец затягиваются, уступая место прощению или искуплению. В Азероте иначе нельзя: тут ты либо обретаешь союзников, либо куёшь себе новых врагов в горниле войны.

Новым народам в рядах Альянса и Орды, несмотря на сотни страниц прошлых обид, придётся принять новый расклад мироустройства. Или погибнуть в забвении. Но почему же появление новых союзников стало столь долгожданным для игроков? Ответ, как и прежде, сокрыт между строчек истории.

В первой части нашего материала мы предлагаем читателям освежить противоречивые воспоминания о клане Чёрного Железа и определить его роль в истории не только Альянса, но и всего Азерота.

«Проклятый клан»

Клан Чёрного Железа издревле имел славу среди прочих общин дворфов. Его представители – это создания острого ума и точного взгляда, превосходившие сородичей во владении многими видами ремёсел. Несмотря на то, что пристрастие дворфов к добыче руды и ковке металлов было расовой особенностью, представители Чёрного Железа всегда стремились превзойти всех остальных дворфов. Кованное ими оружие было крепче гранита, настроенные ими инструменты – точны без погрешностей. День и ночь они трудились в кузнях Стальгорна – города-королевства под горным хребтом Дун Морога.

Кроме Чёрного Железа в Стальгорне существовало ещё два больших клана: Бронзобороды и Громовые Молоты. Каждая из этих общин отличалась собственными достижениями, стремясь приумножить их. По этой причине среди дворфов не нашлось места единству. Членство в клане считалось великой привилегией, а восхваление родословной – делом долга. Три клана без стеснения считали себя лучшими среди других, постоянно выискивая момент, дабы добиться превосходства. И если в ремесле соперничество толкало дворфов совершенствовать себя и достигать новых вершин мастерства, то в политике такой подход обернулся проблемой.

Каждый клан считал себя достойным высоких чинов в королевстве, с неохотой уступая тот или иной пост представителям других общин. Терпение у дворфов, к сожалению, всегда было не в чести.

Баланс и единство творились руками короля Стальгорна – Модимуса Старой Наковальни. Этот мудрый дворф с присущими ему строгостью, но и справедливостью решал всяческие противоречия между кланами, удерживая единство. Под предводительством Модимуса Стальгорн рос и развивался с невероятной скоростью. Но всякому правлению суждено подойти к концу. Король Старая Наковальня не стал исключением. Прожив долгую жизнь, он скончался в собственных покоях, оставив заботу о своём городе представителям трёх кланов. Каждый из этих дворфов достоин был стать преемником Модимуса. Но ни один не желал уступать другому. Разговоры и обсуждения не помогли: дворфы не захотели слушать друг друга.

Не существует точно упомянутой даты, когда представитель одного клана поднял топор на собрата. Историки знают лишь, что в какой-то момент всё общество дворфов залихорадило. Начались конфликты, те быстро переросли в стычки. Целые кварталы Стальгорна оказались охвачены пламенем битвы. На улицах выросли баррикады, воздух пропитал запах пороха и крови. Каждый из трёх кланов бился только за себя и не уступал другому, но в какой-то момент Бронзобороды начали брать верх.

Сначала они оттеснили противников от королевских покоев, а потом принялись медленно и методично выдавливать их из каждого квартала, по очереди. Не в силах одолеть Бронзобородов, Чёрное Железо и Громовые Молоты отступили, продолжая сражаться друг с другом. Нежелание дворфов объединиться против общего недруга дорого стоило двум кланам Стальгорна. Бронзобороды изгнали их сначала из города, а после – и из Дун Морога.

С тех самых пор и на долгие годы Стальгорн перешёл под контроль одного клана…

Стальгорн – жемчужина королевства дворфов

Громовые Молоты смирились с поражением и ушли на север, к горным хребтам Арати. Там, собравшись с духом, они попытались отстроить новое королевство – Грим Батол.

Чёрное Железо же, в отличие от собратьев, мириться с поражением не стали. Вождь клана повёл свой народ на юг, в тихое Красногорье, где среди лесистых холмов дворфы возвели собственный город – Тауриссан, названный по имени их вождя.

Дворфы Чёрного Железа, не утратившие былой хватки, преуспели в ремесле, и дела их постепенно пошли на лад. Но в сердце правителя Тауриссана тлела незаживающая рана обиды. Он не мог простить прочим кланам гражданскую войну и потерю Стальгорна. Мысли правителя очень скоро обернулись планами, от которых дворф перешёл к делу.

Напомнив своему клану о поражении в Стальгорне, тан-чародей Тауриссан объявил, что намерен отбить Стальгорн. Его подданные ответили поддержкой. Для многих потеря Стальгорна стала тяжёлым ударом и утратой всякого прошлого. Мало кто из дворфов Чёрного Железа вспоминал в тот момент, что именно стало причиной гражданской войны. Народ Тауриссана был подавлен и обездолен. Его раздирали противоречия и свары. Лишённый прошлого, клан Чёрного Железа не мог обречь себя на потерю будущего. Поэтому дворфы начали готовиться к войне.

Тауриссан годами готовил войска, пока не настал день вторжения. Решив избавиться от обоих кланов разом, тан-чародей повёл атаку в двух направлениях: в сторону Стальгорна и Грим Батола. Армии Чёрного Железа маршем прошли про Красногорью. Секретное оружие Тауриссана — легионы боевых големов и осадных машин — сотрясали землю на лиги вокруг. Захватчики ворвались в сердце Дун Морога и земли Громовых Молотов одновременно.

Атаку на Стальгорн Тауриссан возглавил лично, в то время как его супруга Модгуд повела дворфов Чёрного Железа на Грим Батол. Обе армии вторглись в города-крепости и развязали кровопролитные битвы. Бронзобородам и Громовым Молотам противостояли не только воины и механизмы, но также магия и тёмное колдовство тана и его супруги. Модгуд превратила Грим Батол в настоящее царство кошмара, наслав на защитников города тёмную магию, а Тауриссан вызывал вихри пламени, выжигая целые отряды стражей Стальгорна.

Впрочем, древнее колдовство не помогло чародеям. Защитники Грим Батола, собравшись с силами, бросились в контратаку и пробились к Модгуд. В ходе жестокой схватки чародейку убили. С последним вздохом Модгуд произнесла слова проклятья, которые отозвались эхом в стенах Грим Батола. С тех самых пор и до наших дней крепость окутывает страшное колдовство, в конечном итоге превратившее некогда величественный город в непригодный для жизни склеп.

Вторжение Тауриссана прошло не лучше. Не сумев сломить Бронзобородов единым ударом, тан-чародей не удержал контроль над ситуацией и отдал приказ к отступлению. Нарушив строй, дворфы Чёрного Железа бросились в отступление, гонимые своими врагами до самых границ Дун Морога. Там армии Бронзобородов и Громовых Молотов встретились друг с другом, объединившись против общего врага.

Ни Бронзобороды, ни Громовые Молоты не знали о других нападениях клана Чёрного Железа. Встреча на перепутье дорог повергла обе армии в шок, сменившийся ликованием. Дворфы не стали тратить время на переговоры, приняв друг друга как родных, выступив против Тауриссана единым фронтом.

Отринув былое соперничество, правители Стальгорна и Грим Батола повели огромную армию на юг, поклявшись уничтожить земли Чёрного Железа.

С приближением этого войска к землям Тауриссана, тан-чародей впадал во всё большее отчаяние. Его армии были потрёпаны в битвах и измотаны бегством. Боевой дух Чёрного Железа сильно подорвался. По дороге в Тауриссан едва ли не седьмая часть солдат сбежала, прячась от возмездия со стороны Бронзобородов и Громовых Молотов. Остатки сил укрепились в столице королевства, ожидая неминуемой гибели.

Дабы спасти положение, тан Тауриссан решил вновь воззвать к тёмной магии. Собрав наиболее одарённых из своих приближённых советников, Тауриссан попытался соткать могучее заклинание, воззвав к древним силам, дремавшим под Красногорьем. Свершение того ритуала было долгим и тяжёлым. Часами Тауриссан плёл своё колдовство, пока армии врагов подступали к Красногорью. Мысли о возможном исходе своего клана вывели чародея из себя. Он вспомнил счастливые дни, когда дворфы Чёрного Железа свободно жили в Стальгорне. Вспомнил предательство и битву за город. Вспомнил чувство стыда, испытанное под вратами города-кузни, и неимоверную тоску по родному дому. Обида и ненависть вкрались в мысли тана, и тот невольно излил их в заклятие.

Эмоции Тауриссана оказались столь сильными, что заклинание преобразилось в несколько раз, достигнув самого сердца магической силы, желанной колдуном. Великая стихия в её худшем проявлении – Повелитель Огня Рагнарос, могущественный элементаль, дремавший под Красногорьем – вырвался в материальный мир. Его явление было сродни извержению. Тауриссан и его послушники погибли на месте.

Поднялся столп пламени, опаливший и изуродовавший землю на многие лиги вокруг. В огне сгорели леса и испарились реки, вздулись горные хребты. Когда катаклизм кончился, над столицей дворфов Чёрного Железа возвысились высокие шпили Чёрной Горы – мощнейшего вулкана на континенте, если не во всём Азероте.

«Пробуждение Рагнароса» / Художник: Питер Ли

Армия Бронзобородов и Громовых Молотов наблюдала за всем этим издали, не решившись приблизиться к вспыхнувшим землям. В конечном итоге их желание свершилось. Город Тауриссана превратился в обугленные руины, как и сам тан-чародей.

Однако клан Чёрного Железа не погиб, как это считалось. Немногочисленные выжившие после извержения попытались вновь объединиться, собираясь группами. Рагнарос заметил скопление дворфов и ощутил их страх. Решив, что смертные могут оказаться ему полезными, владыка огненных элементалей поработил дворфов Чёрного Железа и силой заставил их поселиться в Чёрной Горе. Не смея противиться воле столь сильного создания, дворфы послушно обосновались в глубинах Чёрной Горы, прорубив в её сердце город, названный Тенегорном. Под его мрачными сводами клан Чёрного Железа был вынужден день и ночь трудиться, более чем две сотни лет созидая во славу Повелителя Огня.

Бронзобороды и Громовые Молоты не были в силах спасти соплеменников да и не собирались этого делать. Вечное рабство казалось им достойной карой за войну против собственной расы.

«Прочь из ярма Повелителя Пламени!»

На смену тану-чародею пришёл его потомок, Дагран Тауриссан, избранный Рагнаросом за строгость и харизматичность. Дагран ненавидел рабство, в котором оказался его народ, но наслаждался властью, предпочитая её оковам. Владыка Пламени приказал новому правителю Чёрного Железа готовить свой клан к войне против всего Азерота. Для Даграна это был шанс отомстить прочим дворфам и покорить их, связав в единый народ. Однако под своим честолюбием Тауриссан скрыл иную, куда более затаённую идею. С помощью прочих кланов правитель Тенегорна надеялся освободить своих подданных из-под власти Рагнароса и даровать им свободу.

У Даграна был план. Он задумал похитить дочь правителя Стальгорна, прекрасную Мойру Бронзобород, чтобы впоследствии шантажировать короля Магни и весь Дун Морог. Попросив помощи у Владыки Огня, Дагран сумел выкрасть Мойру и запер её в Тенегорне. Он ожидал от девушки сопротивления или паники, но не получил ни первого, ни второго. Принцесса оказалась твёрдой на характер и решительной на меры. Позволяя себе беседы с ней, Дагран внезапно для себя начал проникаться к девушке уважением.

«Принцесса Мойра Бронзобород» / Изображение из Hearthstone

Мойра Бронзобород была любимым, но нежеланным ребёнком в семье короля. Её отец Магни всю свою жизнь мечтал о преемнике, который мог бы унаследовать трон Стальгорна. Поэтому с дочерью король часто был слишком суров. Несмотря на тёплые чувства к девочке, Магни не верил, что женщина может править так же хорошо, как мужчина, закрывая глаза на любые попытки Мойры помогать отцу в его делах.

Короткие разговоры между Даграном и Мойрой переросли в беседы на несколько часов. Принцесса обладала острым умом и поражала правителя Тенегорна каждый день. Когда Мойра говорила о какой-то идее, Дагран не отвергал её, а с интересом изучал. Неожиданно для себя девушка нашла в предводителе клана Чёрного Железа любопытного и чуткого дворфа, уважавшего её мнение и право на голос.

Они позволяли себе всё больше откровенности. Мойра делилась историями прошлого, а Дагран рассказал о желании освободить свой народ от рабства. Так, от слова к слову, дворфы прониклись друг к другу глубоким чувством, в конечном итоге объявив о помолвке.

Когда Магни Бронзобород узнал, что его дочь вышла замуж за дворфа Чёрного Железа, его охватила ярость. Король счёл, что Дагран околдовал принцессу, и вознамерился вернуть её. Понимая, что штурмом Чёрную Гору не взять, а любой акт агрессии может вынудить Тауриссана пригрозить Бронзобородам жизнью Мойры, Магни нанял тайную группу чемпионов Альянса и попросил их проникнуть в твердыню Чёрного Железа, чтобы спасти принцессу.

Герои прошли через Тенегорн, прорубившись через сопротивление, и ворвались в тронный зал Тауриссана. Завязался нешуточный бой, но в конечном итоге Дагран пал замертво. Каково же было изумление героев, когда Мойра встретила их не криками радости, а яростью и гневом. Едва сдерживая себя, принцесса отказалась возвращаться к отцу и заявила, что беременна от Тауриссана. Она всей душой прониклась мечтой мужа освободить клан Чёрного Железа от рабства и была готова бороться за эту свободу даже в одиночку.

Убийство Тауриссана повергло клан Чёрного Железа в панику. Лейтенанты Рагнароса, надзиравшие за дворфами, приложили огромные усилия, чтобы утихомирить смертных и вернуть их к работе. Пока слуги Повелителя Огня были заняты своими разборками, Мойра могла начать действовать. Прежде всего она тайно пустила слух об огромной армии Рагнароса, которую элементаль собирает против Азерота, подкрепив историю легендами о бесчисленных богатствах, таящихся в глубинах Чёрной Горы. Слова её разнеслись по Восточным Королевствам быстрее ветра.

Многие искатели сокровищ уже давно заглядывались на огромный вулкан в Красногорье. Таинственная и зловещая Чёрная Гора манила к себе не один караван путников, и с годами в тлеющем ущелье вокруг вулкана расположилось множество лагерей путешественников. Служители другой стихии – воды – также заинтересовались слухами о Рагнаросе. Для них Повелитель Огня был заклятым врагом, а его возвращение не сулило миру ничего хорошего.

Служители воды решили действовать, набрав множество героев со всего Азерота и отправив их на штурм крепости Рагнароса в Огненных Недрах – самом сердце Чёрной Горы.

Война с Рагнаросом длилась недолго, но была жестокой и кровавой. С огромным трудом герои пробились сквозь армии элементалей и проникли в покои Повелителя Огня. Сила Рагнароса была поистине легендарной, но даже она не могла одолеть объединённую армию чемпионов со всего Азерота и служителей воды. В конечном итоге Рагнарос пал и был изгнан обратно в фантомное царство огня, где был обречён томиться целую вечность.

Падение Повелителя Пламени означало свободу для дворфов Чёрного Железа. План Мойры сработал блестяще, и всякий, кто смел сомневаться в достоинствах супруги Даграна, умолял принцессу о прощении. С тех самых пор Мойра Тауриссан возглавила свободный клан Чёрного Железа. И хотя Рагнарос отныне не угрожал дворфам, это не означало, что для Чёрного Железа настали спокойные времена. Впереди их ждало ещё очень много свершений. И Мойра готовилась воплотить всё, что не успел совершить её любимый Дагран Тауриссан.

«Да здравствует императрица Мойра!»

Художник: Noirsnow

Клан Чёрного Железа затаился и стал накапливать силы, выжидая удобного момента, чтобы заявить о себе. И такое время настало с пробуждением Смертокрыла.

Когда Азерот содрогнулся в ужасном катаклизме, Магни Бронзобород попытался использовать древний ритуал слияния с землёй, чтобы найти способ защитить свой народ, но всё пошло не по плану. Магни не просто связал себя с землёй, а слился с ней в единое целое. Король Стальгорна превратился в безжизненную статую из алмаза.

Новости об этом событии быстро достигли Мойры, которая увидела в этом шанс на собственное восхождение. С приходом Смертокрыла элементали огня активизировали свою деятельность в Чёрной Горе, и некоторые из дворфов Чёрного Железа вновь преклонили колено перед слугами Рагнароса, проникшими в Азерот. Чтобы спасти свой клан от распада, Мойра повела верных себе дворфов в Стальгорн. Она вошла в город без боя, ведь являлась фактической наследницей престола. Никто не посмел воздеть клинок против дочери Магни Бронзоборода.

Некоторых дворфов разозлило возвращение Мойры, но многие смирились. Впрочем, чтобы не допустить беспорядков, наследница престола предприняла серию шагов и стиснула власть в Стальгорне железной хваткой, буквально отрезав город от остального мира.

Когда предводители Альянса узнали о судьбе союзного королевства, то решили во что бы то ни стало спасти дворфов от деспотии Мойры. Вариан Ринн, король Штормграда, лично повёл отряд наёмных убийц в Стальгорн по туннелю монорельса, построенному гномами для связи Стальгорна и королевства людей.

Вариан действовал холодно и методично. Миновав охрану, он и его люди прокрались в покои Мойры, где спала она и её новорождённое дитя. Вариан был готов убить предательницу ради освобождения дворфов, но в последний момент ему помешал собственный сын – Андуин Ринн. Мальчик, который долгое время изучал культуру Стальгорна, заявил отцу, что убийство Мойры повергнет нацию дворфов в новую гражданскую войну. Все три клана находились в состоянии повышенной боевой готовности и готовились к войне. Кровь вот-вот могла вновь окропить улицы Стальгорна. Андуин не хотел такого исхода для дворфов. И его доводы убедили не только Вариана, но и саму Мойру.

Стараниями принца король Штормграда и предводительница клана Чёрного Железа решились на поиски компромисса. Понимая, что ни один из трёх народов расы дворфов не позволит другому править над всеми, Вариан потребовал создать совет, в который входило бы по одному представителю каждого клана. Так начал своё существование Совет Трёх Молотов, в который вошли Мойра Тауриссан от Чёрного Железа, Мурадин от Бронзобородов и Фалстад от Громовых Молотов.

И пускай привыкшие к незыблемости порядков не сразу приняли идею создания Совета, в скором времени такой союз доказал свою эффективность. Для Мойры Тауриссан же подобный компромисс стал шансом уберечь остатки своего народа от гнева слуг Рагнароса.

Впрочем, репутация клана Чёрного Железа всё равно оставалась запятнанной. Былые обиды не позволяли остальным дворфам доверять народу Мойры. Хватало шрамов и у самого клана Чёрного Железа, который уже исторически привык быть отдельным и самостоятельным народом, презирающим прочие королевства. За всю историю своего существования у Чёрного Железа было слишком мало друзей, а потому доверять новым союзникам они не спешили. Таким образом, в обществе дворфов не спадало напряжение. Пускай оно не увеличивалось и не распространялось, но и исчезать, к сожалению, не спешило.

Художник: Noirsnow

Мурадин и Фалстад не доверяли Мойре Тауриссан, ожидая от неё подлости. Мысли же самой Мойры были целиком обращены к сыну. К тому же, супруга Даграна Таурисанна осознала, что скучает по отцу. Одиночество и отчаяние начали закрадываться в душу Мойры. Вокруг неё оставалось всё меньше верных товарищей и друзей, каждый шаг принцессы оценивался со стороны и бурно обсуждался остальными. Такая жизнь грозила сломить Мойру, но та не сдалась. У неё по-прежнему оставался светоч надежды – маленький сын.

Терпение Мойры было вознаграждено, и однажды ей выпал шанс доказать силу и верность клана Чёрного Железа. Во времена войны в Пандарии, когда основные войска Альянса осаждали остров Грома, группа троллей из числа зандаларов проникла в Дун Морог и втёрлась в доверие к местным племенам ледяных троллей, спровоцировав их на агрессию. С помощью древней магии жрецы зандаларов намеревались усилить троллей и обрушить их мощь на незащищённый Стальгорн.

Бронзобороды и Громовые Молоты недооценили силу ледяных троллей. Войска кланов выдвинулись в Пандарию практически в полном составе. Мурадин и Фалстад не верили в реальность нападения на Стальгорн, считая его неприступным. И только Мойра усомнилась в их словах. В итоге дворфы Чёрного Железа оказались единственной надеждой Дун Морога на спасение, и свой долг они приняли с честью.

Мойра лично повела свой клан в бой вместе с Варианом Ринном и отрядом героев Альянса. Совместными усилиями защитники Стальгорна остановили превосходящие силы троллей и одолели жрецов. Благодаря несгибаемой выдержке дворфов Чёрного Железа Стальгорн был спасён.

Произошедшее шокировало остальные кланы. Мурадин и Фалстад были пристыжены и публично поблагодарили Мойру и её клан. Статус Чёрного Железа в глазах прочих дворфов резко возрос, и хотя многие жители Дун Морога продолжали лелеять старые обиды, они всё-таки осознали главное: нынешнее поколение не обязано платить за ошибки своих предшественников.

Возможно, клан Чёрного Железа никогда не был образцом для подражания, но среди них, по крайней мере, хватало храбрецов, не понаслышке знающих о чести и долге.

«Новый старый союзник»

Со времён обороны Стальгорна прошло несколько лет. Верные Мойре дворфы Чёрного Железа продолжают предпринимать попытки по возрождению былого величия своего клана, пока сама Мойра пытается вернуть контроль над разрозненными племенами своего народа, околдованными элементалями или закованными в цепи. Когда война между Альянсом и Ордой вновь набирает обороты и противостояние двух фракций переходит на новый уровень, дворфы Чёрного Железа приходят на помощь союзникам.

Они – одни из искуснейших знатоков ремесла обработки минералов и стали. Неудивительно, что, когда на поверхность земли начинает проступать азерит – затвердевшая кровь дремлющего титана, именно клан Чёрного Железа находит новый способ обработки этого невероятного вещества. Геоманты и учёные Мойры готовы предложить Альянсу новое оружие в борьбе против Орды, если герои сумеют помочь королеве Тауриссан одолеть древнее зло, пробуждающееся в Тенегорне.

Неведомая сила вновь стремится проникнуть в Огненные Недра и пробудить сущность, казалось бы, навсегда уничтоженную ещё во времена Катаклизма. Некто зловещий пытается воскресить Рагнароса, и в сей тёмный час нет времени на старые распри и перебранки.

Клан Чёрного Железа прошёл длинный и тернистый путь. Его история – это череда тяжёлых решений, от которых порой зависела судьба целого мира. И хотя страницы этой истории навсегда запятнаны кровью, Чёрное Железо получило шанс не только вернуть былое величие, но и доказать всему Азероту своё право на жизнь.

Вот почему именно этот народ достоин звания союзной расы Альянса.